16.08.18 г. 15:48
Курсом — на дно

В Черном море прошла шестая подводная экспедиция Министерства обороны России при участии Русского географического общества, искали места гибели советских кораблей в годы Великой Отечественной войны. Свои исследования члены экспедиции проводили у берегов Крымского и Черноморского побережья.

Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент». Фото 1941 г. или 1942 г.
Новороссийск. Обледеневшее судно «Иртыш» в норд-ост.
Часть памятника–ансамбля «В память затопленным кораблям».

Император дал добро

Морская история Новороссийска тесно связана с историей кораблей и судов, чей путь завершился на дне Цемесской бухты.

Чаще всего они оказывались на дне моря из-за суровой погоды в районе Новороссийска, в результате военных действий, затопления, а также аварий и катастроф.

Судя по находкам останков корпусов судов и различных видов якорей, плавсредства в районе Новороссийска оказывались на дне еще задолго до основания города и его существования как порта.

Известно, что один из основателей города — вице-адмирал Михаил Лазарев, будучи главным командиром Черноморского флота и портов, еще в 1837 году отправил в Санкт-Петербург начальнику Главного морского штаба рапорт, в котором просил ходатайствовать о разрешении выписать для нужд Черноморского флота из Англии «снаряд Дина» (вид водолазного скафандра). Разрешение на выписку «нырятельного скафандра» дал сам император Николай I.

Время первых потерь

Первая трагедия после основания города произошла в Цемесской бухте в ноябре 1839 года, когда в штормовую погоду свирепый норд-ост вышвырнул на берег, словно щепку, люгер «Геленджик».

Серьезная трагедия в Цемесской бухте произошла зимой 1847-1848 годов в результате обрушившегося на город ветра ураганной силы. Согласно материалам следственного дела из-за крушения на Новороссийском рейде пострадало 6 парусных судов. Тот же Михаил Лазарев сообщал в письме капитану 2-го ранга В. Истомину, что «жестокий ураган выкинул на берег корвет „Пилад“, бриг „Паламед“, пароход „Боец“ и транспорт „Гостагай“, а тендер „Струя“ затонул со всем экипажем, командиром и офицерами! Подобного ужасного случая никогда еще не было!» Стихия унесла жизни более 50 моряков.

Бора не щадила никого

В последующие десятилетия новороссийский ветер — страшная бора — еще не раз показывал свой характер, не жалея ни русские, ни иностранные суда. Сохранилась даже целая серия документальных фотографий и открыток конца XIX — начала XX веков, где все эти суда имеют довольно жалкий вид после борьбы со стихией.

Ураганный ветер легко расправился в марте 1851 года с транспортом «Буг» и со шхуной «Ласточка». Мощная бора затопила в феврале 1864 года три азовских баркаса. В ноябре 1888 года бушевавшая стихия потопила баржу, выбросила на берег турецкое судно и, оторвав от причала, посадила на мель пароход «Эдинька».

Сильнейший норд-ост проверял на прочность город в декабре 1899 года. Погода была настолько суровой, что впервые после основания замерзла акватория порта. При этом на берегу оказалось несколько парусных судов, греческий и английский пароходы были зажаты во льду, а большой по тем временам пароход «Игорь» Русского общества пароходства и торговли" выбросили у городской набережной.

Братская могила Черноморского флота

Трагедия для всего Черноморского флота произошла в Цемесской бухте в июне 1918 года. В сложной международной обстановке, сложившейся после Брестского мира и в отсутствие единовластия на юге страны, были отправлены на дно более десятка кораблей Черноморского флота, а также транспортные суда Бельгии, Италии, Франции и Великобритании. Большинство кораблей и судов в дальнейшем были подняты со дна бухты и возвращены в строй. На сегодняшний день два корабля, чей подъем был признан нецелесообразным, все еще находятся на дне. Это линкор «Свободная Россия» (бывш. «Императрица Екатерина Великая») и миноносец «Громкий».

Погибали, но не сдавались

Наибольшее количество плавсредств оказалось затопленным в годы Великой Отечественной войны в период 1942-1943 годов. Многие из них связаны с транспортными перевозками на Малую Землю, рейсами по оказанию помощи осажденным Одессе и Севастополю, десантным операциям на Таманском и Керченском полуостровах.

Так, тральщик «КТЩ-605» Черноморского флота носил до марта 1942 года название «Новороссийск» и был рыболовецким сейнером. В феврале-марте 1943 года участвовал в перевозках на Малую Землю. Подорвался на мине 1 апреля 1943 года.

Большинство флотских потерь в боях за Новороссийск связаны с потерями так называемого «тюлькиного флота» (вспомогательные суда), ставшего главным перевозчиком живой силы, техники, боеприпасов и снабжения на Малую Землю.

Памяти «морских охотников» посвящен цветной художественный фильм «Морской охотник», снятый в 1954 году по одноименной повести Николая Чуковского. С помощью ветеранов-катерников в СССР были сохранены два катера типа МО. Один из них — гвардейский МО-065 — был установлен на Малой Земле среди экспонатов военной техники.

Известное моторное судно «Рица», совершившее 102 рейса на Малую Землю в начале июня 1943 года, было торпедировано в районе Архипо-Осиповки, при этом погибла большая часть экипажа. Трое уцелевших моряков после этого ушли на Малую Землю добровольцами мстить за погибших товарищей.

Тральщик Т-511 Черноморского флота «Червонный казак» доставлял десант и боеприпасы на Малую Землю. 26 марта тральщик отправился из Геленджика к Мысхако. Разгрузившись, под утро он забирал раненых и местных жителей, всего около 600 человек. Отойдя от берега всего на пару миль, он подорвался на магнитной мине и через несколько минут пошел ко дну. Спасти удалось всего 125 человек. Сегодня на месте гибели тральщика на глубине 45 метров дайверами новороссийского клуба «Water Deep» установлена памятная табличка.

Минный заградитель «Дооб», бывший пассажирский теплоход Новороссийского торгового порта, в феврале 1942 года подорвался на мине в Камышовой бухте Севастополя. Остатки минного заградителя были обнаружены по время поисковой экспедиции в 2002 году.

Транспорт «Фабрициус» в марте 1942 года во время перехода из Новороссийска в Камыш-Бурун был атакован авиацией противника и выбросился на мель в районе Большого Утриша. Но экипаж «Фабрициуса» не покинул судно и находился на борту до августа 1942 года. Любопытно, что судно, стоявшее у берега, было принято нашей подводной лодкой за вражеское и атаковано в мае 1942 года.

Подводная лодка С-32, отправившаяся из Новороссийска в Севастополь, была затоплена в июне 1942 года в результате атаки итальянской подводной лодки в районе мыса Сарыч.

После войны трагедии не прекратились

Очередную трагедию преподнесла бора в феврале 1976 года, когда из-за обморожения в Цемесской бухте затонуло сразу три научно-исследовательских судна — «Академик Вавилов», «Адмирал Нахимов» и «Профессор Арнольди».

Страшная трагедия произошла в результате столкновения судов 31 августа 1986 года, после чего отправился на дно круизный пароход «Адмирал Нахимов». Катастрофа унесла жизни 423 человек.

Недобрую память оставил норд-ост в ноябре 1993 года. Тогда у пассажирского причала затонули суда на подводных крыльях, а у Суджукской косы на мели оказалось учебно-производственное судно Петербургской морской академии «Профессор Щеголев».

По мнению многих исследователей, район Цемесской бухты является настоящим кладбищем кораблей и довольно активно изучается российскими дайверами.

Сохраненная память

Существует несколько памятников из новороссийской истории, которые связаны с морскими трагедиями. В черте города находятся памятники и мемориальные объекты, посвященные затоплению кораблей Черноморского флота (1918), погибшим морякам сейнера «Уруп» (1953), символический нос десантного корабля изображен на памятнике-ансамбле «Малая Земля» (1943), погибшему линкору «Ташкент» (1942). В Кабардинке установлен памятник погибшим при катастрофе «Адмирала Нахимова» (1986). Последним подобным объектом стало 110-мм артиллерийское орудие Б-24, поднятое в 2017 году с тральщика «Груз» (Т-403), затопленного во время боев за Новороссийск. Оно недавно установлено на набережной города, рядом с памятником Неизвестному матросу.


Евгений ЛАПИН.

 
Просмотров: 990

Новости
13.12.18
На днях в конференц-зале Союза «Новороссийская торгово-промышленная палата» состоялось мероприятие, приуроченное к ежегодно отмечаемому Международному дню борьбы с коррупцией.
13.12.18
Тринадцатого декабря, в 7 часов 25 минут в районе контрольного поста «Владимировка» столкнулись автомобили.
13.12.18
14 декабря в 14 часов в Морском культурном центре администрация города совместно с коворкинг-центром «Бизнес Среда» проводит конференцию «Бизнес-Пульс Новороссийск».
13.12.18
Новороссийск прирастает очередными микрорайонами, проектируются новые дороги, строятся торговые центры, осваиваются пустовавшие ранее земли. Цивилизация наступает со всех сторон!
13.12.18
А вы знали, что привыкание к синтетическим наркотикам происходит с первого раза?
13.12.18
Об этом на днях сообщил в соцсетях глава города Игорь Дяченко.











Copyright © ООО "Издательство "Новороссийский рабочий", 2014. Все права защищены. При использовании информации ссылка (для электронных ресурсов – активная) на источник обязательна. Использование фотоматериалов разрешается только с письменного разрешения редакции.

Разработка: spellsystems
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Яндекс.Метрика
Учредитель сайта — ООО «Издательство «Новороссийский рабочий»
Главный редактор – Бурлаков Владимир Михайлович.
Фактический адрес: г. Новороссийск, ул. Грибоедова, 16
Приёмная: (8617) 61-41-05, info@novorab.ru
Отдел рекламы: (8617) 61-43-40, reklama@novorab.ru