26.07.18 г. 07:02
Движение навстречу новой автомагистрали набирает обороты

В Новороссийске состоялись слушания, на которых общественность проинформировали о необходимости скорректировать в сторону уменьшения площадь Цемесской рощи в соответствии с результатами обосновывающего такое изменение обследования. Сокращение территории на 4,9 гектаров связано с реализацией проекта автомагистрали «Цемдолина-улица Портовая». Обсуждение острой для большинства новороссийцев темы заняло 58 минут.

Рощу сейчас убирают, в основном, на субботниках, не углубляясь в чащу леса. А обещают освободить всю ее территорию от мусора, сделать дренаж и общее благоустройство. Фото Ольги ЖУК.
Представители краснодарского НИИ прикладной и экспериментальной экологии ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет представили результаты экологического обследования памятника природы и особо охраняемой природной территории «Цемесская роща». Мое впечатление неспециалиста после услышанного доклада: роща в аховом состоянии. Главные беды — затопляемость и захламленность. От этого гибнут растения и животные, как краснокнижные, так и все остальные. Вывод, который напрашивается: надо срочно что-то делать, иначе мы рощу потеряем. Один из наиболее реальных на сегодняшний день способов — согласиться на строительство новой магистрали, а от строителей потребовать заняться не только стройкой, но и огромным количеством работ, направленных на обустройство, осушение, озеленение, в общем, «мероприятиями по улучшению функционирования памятника природы».

В отчете специалистов НИИ Экологии основанием для исключения 4,89 га из границ рощи является то, что этот участок перестал выполнять главную свою функцию, определенную в 1983 году как «культурно-эстетическая», перестал нуждаться в особой охране, поэтому его «изъятие не приведет к ухудшению условий реализации его основных целевых функций».

Новая же дорога, считают ученые, решит вопрос не только снижения экологической нагрузки на город и уберет часть пробок с улиц, но и сами «легкие города», как называют рощу, сможет подлечить.

— Памятник создан в 90-х годах, — обратилась к собравшимся начальник отдела экологического контроля администрации Ирина Панченко. — Если у Министерства природы края до сих пор не было ни копейки для того, чтобы вложить в рощу, облагородить (ведь работы проводятся только на субботниках, в основном муниципальными служащими, редко кто присоединяется из общественности и населения, — спасибо им), то не думаю, что завтра на рощу выдадут миллионы.

Предоставившуюся возможность нам нельзя упустить, мы двух зайцев убьем — получим дорогу, которая будет разгружать город, и сохраним рощу. Проектировщики активно идут на контакт, они готовы и паспорт объекта разрабатывать, и нанять институт для его изучения. И вообще, хотелось бы видеть рощу не непроходимыми джунглями, где вода стоит и комары всех едят, а парком, в котором можно отдохнуть, погулять с семьями. Поэтому я очень прошу поддержать нынешний проект, он очень важен для города.

— Сегодня нет ни одного документа о том, как использовать рощу в рекреационных целях, — продолжил председательствующий на слушаниях замглавы города Дмитрий Агапов. — Для этого совершенно очевидно необходим ряд мероприятий, в частности, нужно освободить ее от мусора, очищать грунтовые воды и ливневые стоки от предприятий и от жилых массивов. Нужен нормальный дренаж — это отдельная работа научных сотрудников. Необходимы дополнительные посадки, благоустройство — туда должны со всего города приезжать для отдыха.

К тому же, проинформировали собравшихся, в рамках компенсационных мероприятий будут изъяты прилегающие к роще земельные участки, где посадят деревья. В дальнейшем они вполне могут быть присоединены к территории памятника природы.

После официальной части слово предоставили собравшимся в зале. Был задан вопрос: когда может начаться строительство, если все спорные моменты будут урегулированы, все согласования получены?

— Если будет согласование, — ответил Агапов, — строить начнут в следующем году. Расчетное время строительства — 2 года.

При этом, акцентировал он, вопрос сроков сегодня стоит очень остро. Закончилось возведение Крымского моста, и все мы понимаем, с какой интенсивностью будет использоваться трансчерноморская магистраль, которая связывает Крым и Сочи и проходит через Новороссийск. Именно наша городская дорожная сеть соединяет две федеральные трассы. Другой связки нет и никогда не было. Уменьшения грузопотока не будет, будет рост. Поэтому дорога Цемдолина-Портовая актуальна не только для грузов, идущих в порт, но и для транзитного потока, который будет расти. Финансирование этой дороги заложено в бюджет, надо успеть войти в федеральную программу. Сегодня вопрос стоит так: дороге или быть, или не быть!

— Рассматривались ли другие варианты строительства дороги, чтобы не вырубать пять гектаров леса? — был задан вопрос, интересующий очень многих.

— Я тоже против вырубки леса, — ответил Агапов. — Рассматривались все возможные варианты. Из-за рельефа, русла реки Цемес, жд петли, требований современного нормативного строительства таких дорог многое сделать нельзя. Если бы были какие-то другие варианты, поверьте, мы бы их рассмотрели.

— Дорогу планируют проложить в самой нижней точке города — все тяжелые металлы там и останутся. Мало того, что там стоят мазутные терминалы, так еще и трафик пойдет в 2-3 раза больше, — сказал следующий выступающий.

Ирина Панченко ответила, что дорога, по настоянию местных властей, будет обустроена пыле- и шумоуловительными экранами, хотя такое делается только в случае прохождения трассы по жилому сектору, а там жилья нет. Что касается тяжелых металлов, то они имеют свойство оседать, после они попадут в ливнесборники вместе с дождевой водой, должны будут очищаться и уходить в ливневку.

Задали вопрос и владельцы гаражей, которые предполагается изъять при строительстве автомагистрали. Будут ли компенсации, волновало людей? Да, будут, в соответствии с законом, успокоили их.

— Проект реконструкции и благоустройства будет представлен на обсуждение общественности?

— Безусловно. Этот проект — отдельная научная работа. Он, в случае нашего с вами решения, будет заказан. Будет создан и паспорт объекта, прописано как его охранять, как его использовать, и какие мероприятия надо выполнить, чтобы роща веки вечные еще работала, — ответил Агапов.

Многие ждали выступления членов общественного экологического совета при главе города. И один из них — Антон Попович — в конце встречи уже взял микрофон в руки... Но в последний момент уступил его пенсионеру, который сильно нервничал. Тот горячо описал заброшенность и запущенность рощи.

— Я там был сегодня. Никакой это не памятник, как тут все говорят!

На этом слушания были объявлены законченными, так как регламент исчерпан.

После завершения мероприятия я не могла не спросить Антона Поповича и члена общественного экологического совета при губернаторе края Вениамина Голубитченко о том, что им не удалось сказать общественности.

— Общественные слушания на эту тему не первый раз проходят, в прошлом году были такие же. Мы тогда предоставили замечания по поводу изменения границ памятника «Цемесская роща» на 5 страницах. Практически ничего не было учтено, только хуже, на мой взгляд, сделали, — сказал Антон Попович.

Что нас возмущает. Нам кажется, что местное население Кирилловки, Гайдука, Мефодиевки вводят в некоторое заблуждение: нам, например, не предоставили расчеты по изменению числа грузового транспорта, который будет проходить через Мефодиевку после того, как новую дорогу построят. Большая часть автотранспорта, которая направляется на цемзавод, на контейнерные площадки в Кирилловке, «Новоросметалл», элеватор, будет идти также, как идет и сегодня. Никто не станет делать крюк, к тому же, это будет платная дорога. Насколько нагрузка изменится? Никто не говорит, нет расчетов, нет конкретики. Говорят только одно — станет легче дышать.

Трасса пройдет через низ Цемесской рощи, и нет никаких расчетов, что будет с ней в дальнейшем. Это самый нетронутый участок, он затапливается, да, но этот лес затапливался, когда еще не было города Новороссийска, ему как раз это и нужно, поэтому он и заповедный. Если говорят об осушении, это приведет к утере видов, занесенных в Красную книгу.

Далее, для того чтобы изменить границы в сторону уменьшения, по закону эта территория должна утратить свое значение. Здесь приводились данные о якобы большом количестве погибших деревьев — до 30 на гектар, но не приводят данные конкретно по изымаемому участку. На самом деле лес там живой, есть восстановление.

По поводу осушения — должны быть серьезные расчеты. Если сваи будут вбивать, куда вода уйдет? Насколько много ее уйдет? Если роща начнет высыхать, части ее начнут отмирать. Вырастет амброзия, сухостой.

Нет расчетов и по загазованности. Есть роза ветров, северо-восточные ветра у нас преобладают, поднимут на эстакаде грузовой транспорт, куда это будет лететь? Все будет лететь на улицу Видова, Анапское шоссе, где у нас многоэтажки. От этого людям легче не станет.

Мы считаем, что выводы об изменении границ памятника природы «Цемесская роща» не обоснованы. Выводы проекта предвзяты. Учтено только одно экспертное заключение. Можно было соглашаться или нет с данным проектом, но на основании хотя бы нескольких экспертных заключений. Мы уже выходили с предложением пригласить для этого независимых экспертов, — заключили экологи.


Елена КАЛАШНИКОВА.

Прошедшие общественные слушания, пояснили мне в отделе экологического контроля, — это один из этапов экологической государственной экспертизы. Высказанные замечания и мнения будут обязательно учтены при дальнейшей подготовке проекта строительства дороги, заверили всех новороссийцев. Заказчик до середины августа принимает наши с вами вопросы и предложения. Их ждут по адресу: проспект Ленина,55.
 
Просмотров: 962

Новости
09.12.18
Значительно раскошелиться придется любителям поставить дома или в офисе новогоднюю елку или сосну, срубленную в лесу без разрешения.
09.12.18
Корреспонденты «НР» побывали на складе, где хранятся запасы соли и песка на случай гололеда. Оцените сами, хватит ли нашему городу этих средств.
08.12.18
9 декабря, в день Героев Отечества, горожане с благодарностью вспоминают земляков, которым посвящена эта дата.
08.12.18
6 декабря в Москве глава городской администрации Игорь Дяченко получил из рук вице-премьера РФ Виталия Мутко диплом конкурса «Лучшая муниципальная практика».
08.12.18
На эти деньги в течение трех лет установят всевозможные современные тренажеры, детские карусели и качалки на пружинах.
07.12.18
«НР» побывал на заседании конкурсной комиссии по выбору «брендбука» города или концепции его фирменного стиля. Как уже сообщал «НР», на конкурс, инициированный городскими властями, поступило 12 дизайн-проектов из Новороссийска, Краснодара и Москвы. Что же придумали конкурсанты?











Copyright © ООО "Издательство "Новороссийский рабочий", 2014. Все права защищены. При использовании информации ссылка (для электронных ресурсов – активная) на источник обязательна. Использование фотоматериалов разрешается только с письменного разрешения редакции.

Разработка: spellsystems
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Яндекс.Метрика
Учредитель сайта — ООО «Издательство «Новороссийский рабочий»
Главный редактор – Бурлаков Владимир Михайлович.
Фактический адрес: г. Новороссийск, ул. Грибоедова, 16
Приёмная: (8617) 61-41-05, info@novorab.ru
Отдел рекламы: (8617) 61-43-40, reklama@novorab.ru