23.12.16 г. 15:25
Нельзя растаптывать человеческое достоинство
 
На прошлой неделе в Краснодаре награждали благотворителей и добровольцев. Общественная премия «За благотворительность и добровольчество» учреждена в 2007 году Советом при главе администрации Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека. В этом году в числе лауреатов премии — новороссийский священник Андрей Шамро.

Отец Андрей еще и руководитель отдела Церковной благотворительности и социального служения Новороссийской епархии. С ним мы и решили поговорить на тему помощи бедным — мировая общественность отметит День помощи бедным в понедельник. В этот же день в храме, где отец Андрей — настоятель, будут горячие обеды для бездомных — уже не в первый раз.

Но оказалось, отец Андрей ни о какой такой дате в международном календаре не знал. Помощь должна быть не к датам, а по необходимости, которая возникает каждый день. А вот в каких формах она должна оказываться и как ее организовать? Об этом мы и поговорили.

— Отец Андрей, какие возможности сегодня у добровольческого движения?
— Довольно большие. Государство дало понять, что хочет, чтобы некоммерческие общественные организации взяли на себя те функции, которые сейчас выполняют социальные службы, остающиеся вне общественного контроля. Волонтеры многократно доказали, что справляются с этими функциями не хуже, а часто и лучше. Сегодня действует продуманная система государственных грантов в области благотворительности и добровольчества, с понятными и выполнимыми правилами, с приличным финансированием общественных инициатив. Более того, добровольческие организации могут даже претендовать на бюджетное финансирование своих проектов при двух условиях — качественной помощи и тщательной отчетности о расходовании средств.

А то, что благотворительность поощряется такими структурами, как Совет при губернаторе, тоже знак. Как добрый знак и то, что чиновники уровня краевых министров нашли что сказать о каждом из почти сорока лауреатов. Это свидетельство, что мероприятие не парадное, для отчетности, а что власть вникает в деятельность благотворителей и добровольцев, считает их работу важной и существенной.

— Мы периодически слышим о каких-то акциях: то одни кормят бездомных, то другие. То одни собирают вещи для малоимущих, то другие. Не получается ли так, что кому-то оказывают помощь со всех сторон, а другие не попадают в поле зрения благотворителей?
— Наверняка так и происходит. Нам в Новороссийске не хватает координации усилий добровольческих движений и отдельных людей. Нужна консолидация этих сил. Но ни в коем случае не под рукой органов власти. К сожалению, иногда приходится наблюдать, как благотворительность или другое хорошее дело, будучи организованы сверху, становятся предметом политических спекуляций. Мне кажется, успех будет иметь только инициатива, рожденная самими людьми, что называется, по велению сердца. И важно, чтобы было одинаковое понимание своей миссии у людей и общественных организаций, вызвавшихся помогать бедным, бездомным, попавшим в беду. Потому что представление о том, в чем должна заключаться помощь, подчас очень разное.

— А какая помощь, по-вашему, была бы полезной?
— Расскажу на примере детей-инвалидов. Эта тема мне близка, потому что при нашем храме много работают именно с этой категорией. У нас был летний совместный лагерь воспитанников воскресной школы и детей с аутическими расстройствами, они здесь занимаются творчеством. Мы движемся к созданию совместной игровой площадки на территории при храме.

Так вот, я не сторонник того, чтобы жалеть этих детей и относиться к ним как к беспомощным. Это тупиковый путь. Нужно, как в семье. Парадокс родительской любви: научить ребенка обходиться без тебя. Вот и общество должно, на мой взгляд, учить таких детей быть как можно более самостоятельными, обеспечить возможности для роста и усвоения каких-то навыков, которые стали бы и базой для достатка во взрослой жизни.

У нас зачастую общество впадает в две крайности: либо игнорирует, изолирует инвалидов, либо навязчиво их выделяет, подчеркивает их особый статус, отличия, увечья. А комфортно ли инвалиду, особенно ребенку, в такой ситуации? Думаю, нет. Каждый хочет быть обычным мальчиком или девочкой, в помощи не должно быть унижения.

То же самое и с бедностью. Да, человека надо накормить и одеть, когда он голоден и раздет. Но важнее дать ему возможность вернуть человеческое достоинство. Для этого он должен избавиться от роли жертвы, занять какую-то социальную нишу, быть полезен. Вот я хочу со временем открыть дом трудолюбия для бездомных, где человек был бы свободен от тяжелого чувства никчемности, где не было бы растоптано его человеческое достоинство.

— Протестанты увязывают богатство и праведность. По их представлениям, если человек беден, значит, в нем есть тайный порок. В Православии же не так?
— У Церкви вообще нет такого критерия, как имущественное положение человека, его социальная успешность. В глазах Господа все равны, мы все — Его творение. И бедность не порок. Но и не доблесть, конечно, чтобы ею козырять.

— А вы часто сталкиваетесь с бедностью?
— Каждый день. Приходят просители во всяких нуждах. В нашем храме много малообеспеченных, даже неимущих прихожан.

— Сейчас ведь вообще легко стать бедным? Зарплату пару месяцев задержали, в долги влез — и понеслось под откос.
— Бедным всегда легко стать. И часто это зависит даже не от внешних обстоятельств. Имя я, разумеется, не назову. Но пример этот реальный. Человек имел свое дело, достаток. Но из-за дурных наклонностей потерял семью, бизнес. Запил. Года два нищенствовал. А потом каким-то чудом увидел себя и свое падение со стороны и стал выкарабкиваться наверх. Сейчас он построил дом, открыл приют для бездомных, и там суровые правила: не курить, не пить, проводить дни в труде, за одно матерное слово вылетишь.

Но это, конечно, исключительный случай. Из этой среды трудно выбраться. Потому что, несмотря на лишения, для многих она комфортна. Роль жертвы удобна — она не требует душевного труда. Вини во всем обстоятельства, злых людей. Свобода — это всегда ответственность, а тут ты как бы заложник обстоятельств, ты ни при чем, и шевелиться не надо. Это сознание трудно переломить.

Есть духовное лекарство от этого, и Церковь его предлагает, — это исповедь и покаяние. Когда человек открывает в себе, что он — виновник и причина тех или иных неприятных событий в своей жизни, он получает и власть их переменить. С Божьей помощью, конечно. Господь всегда поддержит — пошлет нужных людей, например. Но ты должен выйти на дорогу, где их встретишь. Встать и сделать шаг. Мы должны поддержать людей в их стремлении вернуться в общество. На это и расходуются гранты, в больших городах осуществляется множество таких проектов.

— У вас на входе в храм живая иллюстрация. С одной стороны — угрюмый нищий, зло зыркающий на тех, кто не подает. С другой — Люба. Опрятная. Всегда или с книгой, или за работой. К ней и люди по-другому относятся.
— Да, мы ее иногда просим помочь: то в магазин сбегает за какой-нибудь хозяйственной мелочью, то подметет на крыльце. А мужчине этому отец Виталий даже документы восстановил, купил билет и отправил к дочери. Через месяц он опять наши стены подпирал. Это выбор человека.

— Отец Андрей, вот есть фраза, что богат не тот, у кого все есть, а кому хватает.
— В общем, верно. Но она совсем не про то, что не надо к чему-то стремиться. Не про поощрение социального иждивенчества. Она про умение ценить, про умение быть благодарным.

— Бедность наследуется? Если у родителей скудные возможности, откуда возьмутся у ребенка другие?
— Что за вздор! Наследуются привычки, отношение к жизни. И то не обязательно. Повторюсь: обстоятельства жизни бывают разные — авария, внезапная болезнь. Но чаще всего обстоятельства не довлеют над человеком, у него остается выбор: взять ответственность за свою жизнь или плыть по течению.

— Вы прежде сказали, что государство готово финансировать добровольческие проекты. Тогда чего не хватает, чтобы использовать этот ресурс максимально?
— Не хватает одинакового понимания, что такое реальная помощь человеку, мешает делу и разрозненность добровольцев. Идея в том, чтобы благотворительность и добровольчество стали системными, структурированными и организованными (без администрирования, повторю, чиновников). Для того чтобы исключить дублирование и охватить как можно больше «точек» социального неблагополучия. Мировая тенденция в добровольческом движении такая — активно перенимаются методы у бизнес-структур. В Канаде даже есть университет, который присваивает категорию MBI (магистр бизнес-администрирования) в области социальной деятельности. Все это важно, если мы хотим быть действенными.

Хотя кусок хлеба тоже давайте. Это ваше право — следовать доброму движению своего сердца. Есть предание о святом Петре Хлебодаре. Он был сборщиком налогов, жестоким, жадным. Но однажды увидел сон, как будто умер и Ангелы взвешивают его злые и добрые дела. Добрых-то и не было. Только кусок хлеба, который Петр с досады однажды швырнул в попрошайку. Но этот кусок перевесил чашу с пороками. Проснувшись, Петр изменил свою жизнь и совершал дела милосердия.
 

Марина РЫБКИНА.

Уважаемые читатели!
Вы можете продолжить эту тему на страницах газеты,
написав автору на электронный адрес: mvrybkina@yandex.ru.
 
Просмотров: 1543

Новости
17.11.17
Особые подарки и незабываемы мастер-классы.
16.11.17
Традиционная акция по сбору опасных отходов от населения состоится в Новороссийске в субботу, 18 ноября. Она приурочена к Всемирному дню рециклинга, или вторичной переработки, отмечаемому 15 ноября.
08.11.17
Отзывы, комментарии, обращения наших читателей.

04.11.17
Поздравляем вас с самым мудрым и важным праздником нашего времени — Днем народного единства.
02.11.17
«Новороссийский рабочий» приглашает горожан на «Фестиваль хамсы», который пройдет 4 и 5 ноября, с 9.00 до 20.00, на площади перед морским вокзалом, а в случае ветреной погоды — в парке им. Ленина.
24.10.17
27 и 28 октября Евгения Васильченко разберет самые сложные моменты в прохождении проверок, а также объяснит, как избежать «Кадрового экстремизма».




Copyright © ООО "Издательство "Новороссийский рабочий", 2014. Все права защищены. При использовании информации ссылка (для электронных ресурсов – активная) на источник обязательна. Использование фотоматериалов разрешается только с письменного разрешения редакции.

Разработка: spellsystems
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Яндекс.Метрика
ООО "Издательство "Новороссийский рабочий"
Фактический адрес: г. Новороссийск, ул. Грибоедова, 16
Приёмная: (8617) 61-41-05, info@novorab.ru
Отдел рекламы: (8617) 61-43-40, reklama@novorab.ru