05.11.14 г. 13:05
Счастье в самом человеке
Красивая молодая женщина, успешный руководитель, авторитетный педагог, любящая и любимая жена, заботливая мама, просто счастливый человек. И это все о ней – о директоре школы «Личность» Елене Сычевой, которая завтра празднует замечательный юбилей. Но круглая дата для Елены Геннадьевны, как она сама призналась в интервью «НР», лишь повод подвести промежуточные итоги. Ведь впереди еще вся жизнь с ее ежедневными заботами о коллективе, учениках, семье.

– Елена Геннадьевна, наверное, справедливо будет начать разговор с вашего детища. Школу «Личность» иногда обвиняют в культе успеха. Что вы на это ответите?
– Сама удивляюсь, почему так происходит. Каждый человек по-своему трактует слово «успех». Мы говорим нашим ученикам: «Цель школы – человек успешный, мы научим вас побеждать, научим мечты сбываться». Побеждать и быть первым – не одно и то же, как и не факт, что каждому человеку нужны победы. Мы учим быть собой, не обязательно громким, часто – тихим, лиричным, вполне гуманитарным. Меня часто спрашивают: «Наверное, вам приятно, когда ваши выпускники достигают чего-то крутого?» Но я отвечаю, что рада, когда они достигают того, чего хотят. Иногда это совершенно не звездные величины, но именно те, к которым на данном этапе стремились наши дети. Добившись первого успеха, они обязательно ставят перед собой новые цели и идут к ним, поступательно двигаясь вперед и вверх.

Мы не склонны очень уж ориентироваться на оценки, но ежегодно выпускать по 50 процентов медалистов – согласитесь, совсем неплохой результат для частной школы. Кроме того, нам важно, чтобы детская среда была сильной и конкурентной. Дети у нас особенные. Взрослые, умные, хорошо говорящие, легко вступающие в контакт. Практически каждый – лидер. Важно, что они не боятся жизни, что есть у них такой драйв – к самореализации.

– Как научить человека быть успешным и, следовательно, счастливым?
– Убеждена: счастье, в первую очередь, зависит от самого человека, его умения жить в ладу с самим собой. Его никто не подарит: ни страна, ни родители, ни учителя. Счастье, если хотите, прячется в самом человеке. Неокрепшей детской душе нужно лишь помочь в поисках  гармонии между желаниями и возможностями. Во всяком случае, на это нацелена образовательная система, выстроенная в нашей школе.

– В чем преимущества этой системы?
– Мы просто хорошо учим, объединив в себе сразу несколько профильных школ. Достигается это за счет инновационных программ. Рассказ о них – отдельная большая тема. Скажу лишь, что мы второй год подряд получаем почетное звание Российской академии образования «Инновационная школа». А 12 наших учителей стали победителями и лауреатами Всероссийского инновационного конкурса. Наши наработки перенимают не только в стране, но и за рубежом. К слову, и моя кандидатская диссертация по педагогике была посвящена применению инновационных проектов в образовательном процессе школы «Личность».

– Самое время рассказать о международном проекте «Школа, где процветает грамотность», который стал базовым для вашей школы.
– Советник заместителя руководителя Администрации Президента РФ Сергей Витальевич Шариков отметил, что на основании этого проекта мы выстроили всю свою образовательную среду. У нас целая программа, концепция развития школы именно на основе этого проекта. Мы создали единое читательское пространство, где с книгой дружат ученики, их наставники и даже родители, которые все вместе читают одни и те же произведения, а затем делятся прочитанным, обсуждают поднимаемые в книгах проблемы.
 
Результаты превзошли все ожидания! У нас не только повысились качество преподавания и уровень знаний учащихся, но изменился сам дух школы. Мы все – и педагоги, и ребята, и их родители – стали ближе друг другу, стали лучше понимать друг друга. Окрепло ощущение одной большой семьи.

– Благодаря этому и удалось создать в школе микроклимат семейного тепла и уюта?
– Несомненно. А еще большая заслуга в этом нашего коллектива, который сформировался в первые же годы. Когда я еще работала в управлении образования, лично знала многих школьных учителей, поэтому при создании «Личности» пригласила тех, с кем комфортно себя чувствовала. Впрочем, по неопытности пыталась подбирать педагогов с высшими категориями, но на поверку этот путь оказался неверным. Лет восемь оттачивался коллектив, и остались не просто квалифицированные специалисты, но люди творческие и влюбленные в свою профессию. Яркие, цельные, увлеченные! Последние десять лет у нас нет никакой текучести кадров. Эта стабильность и позволяет нам быть одной семьей.

– Коллеги говорят о вас как о блестящем руководителе, гибком менеджере, способном мобильно решить сложные проблемы. А еще вас называют внимательным к окружающим человеком. Обладающим чувством юмора, шармом и безграничной любовью к делу, которому вы отдаетесь на все сто. А вы строгий директор?
– Скорее, требовательный. Но ни разу я не позволила себе повысить голос на подчиненных. В свое время, когда я работала третьим секретарем райкома комсомола, меня многому в общении с людьми, в подходах к своей работе научила Любовь Васильевна Романова, бывшая тогда третьим секретарем райкома партии в том же Приморском районе. Многое сделал для моего становления Петр Иванович Юрченко, который, будучи руководителем управления образования, стал инициатором создания школы «Личность» и убедил меня возглавить ее.
 
А вообще, честно признаться, нелегко работать со звездами. Ведь у нас работают педагоги высочайшей квалификации, поэтому мне как директору надо и учитывать их мнения, и на своем, если требуется, уметь настоять, но в мягкой форме, чтобы не задеть чьего-то самолюбия.

– Какие требования предъявляет директор лично к себе?
– Самое важное – постоянно идти вперед, искать что-то новое, совершенствовать себя и мир, в котором ты живешь. Особенно когда все идет хорошо и мы молодцы. Я понимаю, что завтра мы не будем молодцами, если станем воспроизводить одни и те же схемы. Бороться с успокоенностью моей команды – в этом я вижу очень важную часть своей работы. Поэтому стараюсь всегда быть на острие всех новаций в образовании.
 
Вот только недавно вернулась из Москвы с очередным проектом – «Создание и проектирование образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в лечебных учреждениях». Нашу школу в числе четырех подобных инновационных учебных заведений России отобрали для разработки образовательных практик дистанционного обучения, чтобы затем на основе нашего опыта внедрять этот проект по всей стране.

– С родителями, наверное, посложнее, чем с детьми или учителями?
– Мы дружим с нашими родителями и очень дорожим парт-нерскими взаимоотношениями. В нашем деле очень важно, чтобы усилия родителей и учителей совпадали по направлению. Но когда образование – это не проект ребенка, а проект родителя, становится очень трудно чему-то ребенка учить. В любом деле мотивация определяет успех. И все получается легко и надежно, если ученик уверен, что работает на себя, если он видит, как сегодняшние усилия, знания, работа приведут его к реализации его мечты.

– А как и на каких принципах воспитывали вас в детстве ваши родители?
– Я была единственным ребенком в семье, но баловать меня у родителей не было возможности. Мама Лидия Ефимовна всю жизнь проработала медсестрой, папа Геннадий Филиппович был электриком. А когда мне исполнилось 10 лет, родители развелись, поэтому жили мы очень скромно. Никаких строгих правил у нас в семье не было, мама мне полностью доверяла, и я старалась ее никогда не подводить. Лишь однажды я пошла наперекор желанию родителей, когда отказалась учиться игре на пианино. Ни одного дня в своей жизни, ни в детстве, ни теперь, я не занималась тем, что мне не нравится. И это мое жизненное кредо. Я никогда не делаю того, что противоречит моим желаниям.

– Как сами учились в школе?
– Была хорошей ученицей, почти отличницей и активным общественным деятелем – председателем учкома, комсоргом класса, а затем секретарем комсомольской организации в своей родной 21-й школе.
 
Предпочтение отдавала гуманитарным предметам, но и с точными науками дружила. Но каких-то особо любимых предметов не было, поэтому, наверное, я закончила Армавирский пединститут по профессии учителя начальных классов. На выбор профессии большое влияние оказали мои учителя. Я всех их поименно с благодарностью хочу вспомнить: Галина Михайловна Гугуян, Валентин Тимофеевич Коринченко, Лилия Михайловна Постильная, Нина Денисовна Злаказова, Иван Григорьевич Андриади. А самую большую роль сыграла учитель русского языка и литературы Александра Ивановна Самигуллина. Кстати, ее внучка закончила в этом году «Личность».

– Чем, в принципе, отличается современная школа от той, в которой вы учились?
– Очень многим, жизнь-то за окном вон как изменилась. Нашим детям придется жить совсем в другом мире, где самыми ценными качествами становятся не исполнительность и послушание, а умение самостоятельно думать, способность быстро обрабатывать информацию и самим принимать ответственные решения.

Но сегодня, в отличие от времен моего детства, у родителей больше возможностей влиять на то, что происходит с их ребенком в школе. Есть возможность выбирать школу. Это большое счастье!

– Своих сыновей не балуете?
– Им требуется не больше, чем их сверстникам. Младший Данил сейчас учится в шестом классе нашей школы. И старший Михаил, уже окончивший вуз, тоже у нас учился. Так он постоянно напоминает младшему брату, что с детей директора в школе двойной спрос. Однажды звонит мне учитель литературы: как быть, Миша не выучил «Письмо Татьяны»? Я говорю: ставьте двойку, раз заслужил!

– Но, помимо работы, вы успеваете еще и дом содержать в образцовом порядке. Откуда силы берутся?
– В семейной жизни я счастливый человек, отсюда и силы. Мы с мужем уже 28 лет вместе и всегда на равных. Я для него муза, источник энергии и радости. Для меня семья, дети и моя самореализация – это все одновременно. Женщине нельзя расставлять приоритеты между семьей и работой. Тогда обязательно что-то пострадает. Нужно успевать и то, и другое: мужу улыбаться и быть домашней кошечкой, ребенку быть другом, а на работе руководить коллективом.

– Елена Геннадьевна, последний вопрос. У вас есть девиз?
– Путь к себе – это путь в бесконечности.

Вопросы задавал Олег ЯНОВ.
Просмотров: 1187

Новости
15.07.18
Где пофорсить новым купальным костюмом, рассказал национальный туристический портал Russia Travel.
14.07.18
Портрет туриста, летящего в отпуск к нам, на юга, набросал Сервис путешествий Туту.ру.
14.07.18
Читатели, живущие в Южном районе, жалуются, что стало невозможно спать из-за диких криков чаек, поселившихся на крышах многоэтажек. И это не самое страшное!
12.07.18
За полгода специалисты МУП «Водоканал» устранили 1115 утечек на сетях водоснабжения. Основная причина возникновения аварийных ситуаций на водопроводе — износ сетей системы водоснабжения.
12.07.18
Первое изображение нового арт-объекта в нашем городе появилось уже на этой неделе — портрет героя чемпионата мира Игоря Акинфеева украсил забор неподалёку от Мыса Любви.
12.07.18
На последнем заседании клуба старожилов и любителей истории города «Истоки» им. Н. Турчина объявлено о подготовке нового выпуска литературно-исторического альманаха. Напомним, что первый выпуск был презентован в самом начале нынешнего года.













Copyright © ООО "Издательство "Новороссийский рабочий", 2014. Все права защищены. При использовании информации ссылка (для электронных ресурсов – активная) на источник обязательна. Использование фотоматериалов разрешается только с письменного разрешения редакции.

Разработка: spellsystems
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Яндекс.Метрика
Учредитель сайта — ООО «Издательство «Новороссийский рабочий»
Главный редактор – Бурлаков Владимир Михайлович.
Фактический адрес: г. Новороссийск, ул. Грибоедова, 16
Приёмная: (8617) 61-41-05, info@novorab.ru
Отдел рекламы: (8617) 61-43-40, reklama@novorab.ru