Со стороны это очень напоминает ЕГЭ. Такие же молодые лица, те же искусанные от волнения кончики ручек, те же конспекты в руках, которые беспрерывно перелистывают, та же неохота заходить в аудиторию первым и точно такая же фраза, когда вышел после экзамена: «Фу-у-у, вроде, все написал!»

Конкурс прошел при поддержке Союза виноградарей и виноделов России и министерства сельского хозяйства Кубани и собрал больше 20 молодых представителей отрасли из нашего края, из Крыма и Ставрополья. Ребятам читали лекции, проводили мастер-классы, готовили испытания и судили лучшие из лучших. Среди них немало и новороссийцев. Так, теоретический тест подготовил совладелец и генеральный директор винодельческого хозяйства «Сухая гора» в станице Раевской Александр Пинчук. Судили финал, в том числе, директор по виноделию Русского винного дома «Абрау-Дюрсо» Жорж Бланк и главный технолог винодельческого хозяйства «Шато Пино» Ольга Аурсалиди.

Жорж Бланк перед началом практических заданий по виноградарству, дефектам вина и купажированию вин рассказал «НР» о том, что уже не первый раз принимает участие в таком конкурсе:

— Мне интересно понаблюдать за нашими молодыми талантами. В этом году в конкурсе принимают участие двое наших молодых виноделов – Игорь Гаценко, начальник участка дегоржажа, и Дмитрий Лавинов, инженер-технолог цеха виноматериалов.

Вы их готовили лично?

— Лично Игоря и Диму я не готовил, они уже взрослые парни и готовились самостоятельно. К тому же они и сами отлично замотивированы.

Вы строго судите. Вы беспощадный экзаменатор?

— Нет, я не беспощадный судья. Строгий – да. И справедливый!

Наши ребята, конечно, волновались. После первого теста по агрономии Игорь Гаценко признался, что не ожидал таких сложных вопросов.

— Хотелось бы знать больше по агрономии, я 5 лет работаю в профессии, но с виноградниками мало контактирую. В Интернете таких сведений не найдешь. А это виноделу очень нужно: ты должен знать весь процесс — от лозы до бутылки. В технологии создания вина я чувствую себя более уверенным. В последнее время я стал чаще посещать рабочие дегустации на заводе, у меня стало больше практики – это сильно помогает на таких конкурсах. Здесь побеждает тот, кто грамотен, у кого большая практика, у кого, как говорится, «наработан нос» и хорошие вкусовые навыки. Настоящий, лучший технолог должен быть и виноделом, и агрономом, и хорошим дегустатором.

Дмитрий Лавинов перед решающими тестами был почти уверен, что сложнее всего в дегустационных заданиях будет определение сортов винограда, из которых сделаны вина, и года, когда они были произведены. А вот с определением пороков вина подвохов от экзаменаторов не ожидал.

И вот, после теста по противным насекомым-вредителям винограда, его болезням и ошибкам в обрезке и чеканке лозы, будущие звезды отечественного виноделия прошли в дегустационные залы. В одном из залов перед конкурсантами стоят четыре бокала с белыми винами, которые налили из безымянных бутылок. За закрытыми дверями начинается таинство дегустации. Конкурсанты старательно мотают жидкость в бокале, нюхают вино, задумываются, прислушиваются к своим ощущениям. Все делают — как взрослые, так и хочется сказать!

  • Дмитрий Лавинов во время конкурсных испытаний — фото 1 и 2
  • Идет тест по агрономии — фото 3
  • Игорь Гаценко и Дмитрий Лавинов пытаются справиться с вопросами о насекомых-вредителях — фото 4
  • Дмитрий Лавинов на конкурсной дегустации — фото 6
  • Жюри в составе Ванды Ботнарь, ООО «Кубань-вино» (слева на снимке) и Жоржа Бланка, которому помогает переводчик Дарья Романова.- фото 7.

Конкурс шел два дня. Среди конкурсных заданий были, к примеру, такие: определить, к каким типам почв и климатическим зонам подходят те или иные сорта винограда; установить химические соединения, которые ответственны за появление дефекта вина; определить технологию, по которой было сделано вино; назвать сорта винограда, которые входят в купаж и в какой пропорции.

Об итогах конкурса «НР» рассказал Жорж Бланк:

— Как вы оцениваете уровень конкурсантов?

— Я увидел открытых, любознательных энтузиастов среди молодых участников конкурса. Россия была представлена несколькими регионами: Краснодарский край, Крым, Ставропольский край, всего 21 участник, в основном девушки.

Многие в кулуарах жаловались, что задания сложные и «не про вино». А на ваш взгляд?

— Задания действительно были сложными, но так и было задумано, ведь конкурс должен определить лучших. В 2021 году уже пришло понимание того, что технолог должен быть компетентен не только в вопросах виноделия, но и агрономии. Лично я думаю, что задания уместные, полноценные и актуальные.

Как выступили наши? В чем сильные стороны новороссийцев?

— Для Дмитрия Лавинова это был первый конкурс. Его сильные стороны — это любознательность и желание учиться. Теперь Дима знает, как проходит конкурс, какие бывают задания, и, надеюсь, в следующем году он займёт призовое место.

Для Игоря Гаценко это был второй конкурс. Сильными сторонами Игоря являются упорство, спокойствие, отсутствие стресса перед и во время испытаний. В этом году он вышел в полуфинал с очень достойными результатами. У него 4-я позиция и Приз симпатий жюри за решительность и мотивацию. Он не оказался среди тройки финалистов, но по результатам был к ним настолько близок, что ему была предоставлена возможность участвовать в финальном испытании (воспроизвести розовый купаж из четырех виноматериалов). Мало того, что он прошёл это испытание первым, он получил за него наивысший балл.

Кто же победил?

— 1-е место — Иван Захаров (Alma Valley/Крым), 2-е место — Владислава Мосина (Бельбек/Крым); 3-е место — Домника Каширина (Alma Valley/Крым). Я отдельно хочу отметить Домнику как хороший пример технолога, соединяющего в себе компетенции винодела и агронома. Вот видите, такие специалисты есть. Я поздравляю технологов Крыма!

На фото Ольги Жук производственные мощности «Шато Тамань», на базе которого проходил конкурс.