Утолить кадровый голод

Новороссийску нужны учителя, и наши специалисты знают, как вырастить свои кадры, а также удержать тех, кто уже работает в школах.

Об этом директор Новороссийского социально-педагогического колледжа Екатерина Самарина рассказывала на заседании круглого стола в Совете Федерации. Ведь кадровый голод в школах – это проблема общероссийская.

Екатерина Викторовна не в первый раз выступает экспертом на таких заседаниях.

– Все, что обговаривается на  круглых столах, обязательно со временем реализуется, – уверена наша собеседница. – На этот раз эксперты из разных городов страны обсуждали состояние и перспективы развития педагогического образования в России. Круглый стол был организован профильным комитетом верхней палаты российского парламента.  Мнения собравшихся слушали представители Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, региональных органов государственной власти, а также представители Законодательного собрания Краснодарского края.

Вопросы повышения качества педагогического образования, престижа профессии учителя, развития новых технологий подготовки учителей, усиления практической подготовки выпускников педагогических вузов и колледжей – основные темы, которые рассматривали на заседании.

– Екатерина Викторовна, какие пути решения обозначенных проблем предлагали вы?

– В Новороссийске ситуация не так плачевна, как в некоторых других городах и регионах, представители которых были с нами на заседании. Но в городе-герое в ближайшие годы будут сдаваться новые крупные школы и детские садики. Поэтому надо растить своих специалистов, которые к тому моменту, как школы будут сданы в эксплуатацию, смогут зайти в эти здания и начать работать.

Обучение молодых кадров предполагает два уровня: высшее образование и среднее профессиональное (СПО). Наш колледж каждый год выпускает новых педагогов. Конкурс  достаточно большой – в этом году было 4 человека на место.

Педагогов с высшим образованием готовят в Новороссийском  филиале Кубанского  университета. Мы с этим вузом сотрудничаем. Но кадров все равно не хватает.  В свое время, многие это помнят,  в городе находился филиал Армавирского педагогического университета. И многие учителя, работающие сейчас в школах, – его выходцы.

Как удержать

– Получается, что даже наличие молодых дипломированных специалистов – не гарантия их трудоустройства в школах?

– Да. Существует еще одна проблема, над которой надо работать. Необходимо удержать кадры в школах. Не каждый молодой специалист находит в себе силы и желание работать. Увы, молодежь у нас не такая стрессоустойчивая и закаленная, как люди старшего поколения. И в этой связи мы говорили о развитии системы наставничества. Я помню себя начинающим учителем, помню, как мне помогали старшие коллеги, делая это деликатно, без нажима. Сейчас я думаю, что, если бы меня так не поддерживали, могла бы в школе и не остаться. И эту тему мы активно обсуждали нашим сообществом.

– Екатерина Викторовна, но сегодня и молодые могут многому научить учителей старшего поколения, вынужденных осваивать сейчас форматы «дистанционки» и прочие цифровые премудрости, которым в их бытность не учили в пединститутах.

– Вопрос обязательного  повышения квалификации тоже поднимался на совещании.  Сейчас, когда мы видим интенсивное  развитие цифровой образовательной среды, цифровую трансформацию, без постоянного обучения  не обойдешься. Надо уметь лавировать в этом море информации, что учителям  старшего поколения не всегда дается легко.

Нужны разные формы повышения  квалификации, но эти курсы должны быть понятны и удобны слушателям. 

Кто хочет стать миллионером

– Сегодня учителя могут пожаловаться на низкие зарплаты или эти проблемы в прошлом?

– О зарплатах тоже много говорили. Проблема есть. Требования к учителям сегодня высоки как никогда. А доходы скромные. Конечно, зарплата у педагогов разная, в зависимости от нагрузки. Хорошо, что теперь достойно оплачивается классное руководство. Например, в нашем колледже впервые за долгие годы стали ценить труд кураторов. Куратор – это тот же классный руководитель. Но в колледже  уже почти взрослые студенты, есть иногородние, и поэтому работа даже сложнее, чем у классного руководителя. Недавно кураторам стали выплачивать по 5 тысяч рублей из федерального бюджета. А еще ранее им начали платить по 4 тысячи из краевого бюджета. Таким образом, доплата сейчас составляет 9 тысяч рублей. Но в то же время на этих педагогах лежит колоссальная ответственность за воспитательную работу. 

– А программа «Земский учитель», когда сельскому педагогу выделяют миллион рублей подъемных, действует?

– Действует, но были случаи, когда, приехав в село, учителя возвращали миллион и ехали домой через 2-3 месяца, лишь бы «в школу не ходить».

Это говорит о том, что не каждый сможет работать в школе даже за большие деньги. На заседании круглого стола мы заявляли о том, что программу «Земский учитель» надо распространить также на выпускников СПО, сейчас она действует только для тех, кто окончил вуз.

Вообще, если говорить о выпускниках колледжей, то они более мотивированы на работу в школе. Статистика показывает, что остаются в профессии 80 процентов наших выпускников. И они потом находят возможность получить высшее образование.

Ранее была очень хорошая практика: давать учителям начальной школы дополнительные навыки, чтобы они могли  преподавать русский язык, иностранный, математику учащимся 5-9-х классов. Это тоже необходимо возрождать.

– А где наши новороссийские педагоги смогут повысить свой профессиональный уровень?

– На базе нашего колледжа есть для этого все. Например, сейчас совместными усилиями с администрацией города, Общественной палатой, Центром занятости населения реализуется масштабная программа: курсы повышения квалификации проходят  30 учителей  начальных классов и 45 воспитателей  детского сада. Для педагогов это бесплатно.

Курсы организованы в рамках нацпроекта «Демография»  за счет средств федерального  бюджета.

Без работы не останутся

– Екатерина Викторовна, недавно в центральных СМИ прошла новость о сокращении перечня специальностей среднего профессионального образования. Речь шла о 43 наименованиях.

– Да, действительно, уже готов проект приказа Министерства просвещения на эту тему.  Но здесь как раз мы не видим острой проблемы. Профессии трансформируются, это диктуется требованиями времени. Например, из перечня специальностей исчезла профессия «Судовой повар».

– Получается, она не нужна?

– Очень нужна. Но нет смысла обучаться ей 3-4 года. Гораздо эффективнее получить более широкую специальность: повар-кондитер. А затем пройти краткосрочные курсы на судового повара в школе моряков.

Сокращенные из списка специальности заменяются либо короткими курсами профобучения,  либо преобразуются и соединяются с другими.

Еще пример: были две специальности – «Информационные системы» и «Программирование». А теперь это одна – «Информационные системы и  программирование». Также новый стандарт ожидает специальность «Организация обслуживания в общественном питании».

– Насколько известно, ваш колледж всегда был на передовых позициях по профориентационной работе. А как сейчас обстоят дела?

– От некоторых мероприятий пришлось отказаться в связи с санитарными ограничениями. Например, раньше к нам приходили детсадовцы, мы им показывали, как работают повара, вместе пекли пирожки, булочки.  Сейчас с дошколятами таких уроков мы не проводим. Но школьники приходят к нам каждый четверг. Это – день профориентации. Например, в наших мастер-класс лабораториях мы показываем школьникам, как работают продавцы,  кассиры, бармены.  Предлагаем детям взвесить товар, посчитать его стоимость.

Есть у нас и целый педагогический профильный  класс, в нем обучаются 25 девятиклассников.  В этом году у нас уже шестой набор. Многие потом продолжают  учебу в нашем колледже. В прошлом году из 25 человек остались 18. Остальные поняли, что  педагогика – не их направление.

Зато те выпускники, которые увлеклись своей будущей профессией,  с интересом учатся и потом легко поступают в вузы, сдавая только внутренние экзамены.

Педагогическое образование в Новороссийске – это один из главных векторов развития, и  сегодня  серьезное внимание уделяется разработке его концепции. При этом важно не забывать главную миссию Учителя – воспитывать новое поколение людей, способных сочувствовать и сопереживать ближнему, быть человечными и добрыми. Согласны?