О том, как в город пришел первый танкер с долгожданной водой на борту, «НР» рассказывал его капитан, Николай Васильевич Иванов.

  « — В 1969 году город остался без воды… Вода ушла из Неберджая, — вспоминает Николай Иванов, в ту пору только-только успевший сделать пару рейсов в качестве капитана Новороссийского морского пароходства, как принято говорить, на подмене. – Вначале возили воду машинами из озера Абрау. Но это был бесперспективный шаг. Через несколько дней городские власти приняли решение возить воду судами из Туапсе и Сочи, то есть подключить к работе танкеры, имеющие крашеные танки.

С первой 21 тысячей тонн воды для Новороссийска как раз выпало прийти в порт мне. Я тогда только принял танкер «Маршал Бирюзов». Этот первый рейс не забуду никогда. Дело было в конце декабря, дул сильный норд-ост. Подходить в таких условиях надо было против всяких правил.

Запрашиваю с мостика начальника пароходства и начальника морской инспекции – будет ли приказ на швартовку. А они мне отвечают: «Не смог бы на себя сам капитан взять ответственность за такое решение?»

Сейчас бы ни за что так не поступил, но тогда молодой был и решил рискнуть. К пассажирскому причалу уже были срочно подведены два трубопровода для перекачки в город воды. Каким-то чудом швартовка удалась, но при этом танкер получил пробоину ниже ватерлинии. Почти рядом с машинным отделением. Пробоина-то небольшая, несколько сантиметров, но все равно в таких условиях заделывать ее непросто.

— За дырку в борту досталось?

— Думал, что накажут, даже был готов к этому, тем более что на следующий день получил распоряжение явиться в горком партии. Тогда Швыдков был первым лицом в Новороссийске. А он у себя в кабинете меня так сильно благодарил, что я от неожиданности сильно растерялся. «Что, — говорит, — лично вам нужно?» А я взял и попросил поставить телефон. Все-таки у той власти в то время сила была, и к следующему моему рейсу у меня дома телефон уже был.

— Работа на этой линии считалась каботажной?

— Да, валюта не шла в таких рейсах, и моряки в общем-то неохотно шли сюда. Но вскоре город от себя добавил к зарплате тем, кто возил воду. А в пароходстве была своеобразная очередность на «водный рейс». Я потом стал единственным капитаном, кто и на втором судне (это уже был «Николай Подвойский») возил воду в Новороссийск. Город очень ждал наших рейсов, хотя в кранах вода появлялась или через три дня на четвертый, или через пять дней на шестой…

Проблемы на чьи только головы не сваливались – Сочи и Туапсе тоже ведь не бездонными бочками были. Но надо было хлорировать воду — отхлорировать все танки на судне стоило 20 тысяч рублей».

 «Новороссийский рабочий». 19 декабря 2001 года.