АВТОРЫ публикаций – ветераны. Историки, архивисты, литераторы, журналисты и др. Воспоминания, статьи и исследования рассказывают о малоизвестных событиях минувших десятилетий, к которым были причастны героические защитники Новороссийска, городские руководители, актеры, моряки, педагоги, почетные граждане и простые новороссийцы.

Выдержки из некоторых публикаций альманаха, подготовленного его составителями, членами Союза журналистов РФ Ириной Алексеенко и Наталией Евтушенко, мы предлагаем вашему вниманию.

  Мазут выходил через уши и нос (по воспоминаниям Бориса Соколова)

«В ПЕРВЫЙ год войны танкер «Апшерон» совершил много боевых рейсов, успешно снабжая топливом корабли, Севастопольскую военно-морскую базу, заводы Одессы, Новороссийска, Керчи… В декабре 1941 года мне, как военному лоцману, был дан приказ вести танкер «Апшерон», на борту которого находилось 5500 тонн горючего, в порт Севастополь…

Танкер пробивался к Севастополю почти двое суток. Когда он уже подходил к крымским берегам, в районе носовых танков с правого борта раздался мощный взрыв. Высокий черный столб воды, мазута и огня поднялся высоко над палубой. Машина остановилась. Танкер двигался по инерции.                                 

Из развороченного борта в море выливался широким потоком мазут, образуя за кормой черный шлейф. Дифферент на нос быстро увеличивался. Когда вся носовая часть ушла под воду и из-за крена на правый борт нельзя было уже ходить по палубе, капитан подал команду: «Экипажу покинуть судно!»

На воду успели спустить только один спасательный бот. В этот момент корма высоко поднялась над водой. Плававший вокруг танкера мазут залепил глаза, лицо, руки. Холодная вода обжигала тело. Вниз тянула намокшая сумка с навигационными картами. Вокруг судна в месиве барахтались люди.

Танкер, как свеча, быстро погрузился в воду и скрылся в ней. Образовавшийся водоворот начал тянуть меня за судном, но я последними усилиями вырвался из него. Держаться на воде становилось все труднее. Плавающих рядом людей становилось все меньше.

В полумиле находился тральщик, с которого краснофлотцы упорно старались спустить шлюпку для спасения людей. Что было дальше – не помню. Пришел в себя, когда меня вытаскивали из воды. Затем меня долго рвало мазутом, которого вдоволь наглотался, плавая в море. Мазут выходил через уши и нос. К обязанностям военного лоцмана удалось вернуться спустя две недели».

Татьяна ПРОКОПЕНКО, заведующая музеем ОАО «Новошип» (2002-2012).

 Концерт для выживших

НАРОДНЫЙ артист СССР Аркадий Райкин вспоминал о том, что во время Великой Отечественной войны шесть месяцев вместе со своим фронтовым коллективом провел в районе Новороссийска, выступал перед черноморцами, бойцами 18-й армии.

Об одном из таких выступлений он рассказал в своих «Воспоминаниях», которые вышли уже после его смерти.

«В тот день, о котором я хочу рассказать, мы выступали на Черноморской базе подплава. Спектакль шел вяло. Мы, как всегда, играли в полную силу, но подводники сидели тихо, мало смеялись, были молчаливы и подавлены. Мы искали причину такой непривычной реакции, считали, что, очевидно, играем хуже, стали «нажимать», на ходу перестраивать программу. Ничего не помогало. К концу спектакля в зале возник какой-то шумок, движение, кто-то вышел из задних рядов, потом начали выходить и из передних.

Огорченные, мы закончили спектакль, не понимая, в чем дело. Внезапно за кулисы вбежал молодой матрос. Лицо его сияло.

– Ребята! – закричал он нам с порога. – Лодка вернулась! А мы их уже было похоронили, можно сказать, оплакали. Четверо суток ни слуху ни духу. А они вернулись! Живые!                

Мы, не разгримировавшись, как были, выбежали к морю. Там моряки молча обнимали своих товарищей. Одного быстро пронесли на носилках. Потрясенные этим зрелищем, мы стояли кучкой, с трудом сдерживая слезы.                              

Начальник базы подплава, крупный, полный человек, подошел к нам.

– Товарищи, сказал он, – вот у нас какая радость! Под водой чинили лодку, на последнем дыхании. Ну, это ж молодцы! Потопили два вражеских транспорта, а потом и их зацепило глубинной бомбой. К вам, товарищ Райкин, и ко всем вам просьба, товарищи: сыграйте им снова. Для них. Сейчас они побреются, чаю выпьют, а? Хотят смотреть. Да и мы все еще раз посмотрим…          

Мы побежали за кулисы, чтобы снова начать спектакль. Зал быстро заполнился, и все стали терпеливо ждать прихода товарищей. Они вошли один за другим, смущенные и улыбающиеся.  

– Ура-а-а! – стоя кричала наша публика. И мы кричали тоже. Что это был за спектакль! Что за радость была играть его! В первом ряду сидела команда вернувшейся подлодки».

 Е. Волков: губернатор, генерал, почетный гражданин…

«ЛИШЬ одному из Черноморских губернаторов довелось стать впоследствии фигурой национального масштаба. Его имя – Евгений Николаевич Волков.

В апреле 1900 года император Николай II отправил полковника Волкова в Новороссийск. Должность вице-губернатора самой маленькой российской провинции, с малочисленным населением и упрощенным порядком губернаторского правления, позволяла монаршему назначенцу набираться административного опыта.

В управление Евгению Николаевичу досталась уникальная губерния. В начале XX века здесь только начал складываться устойчивый тип хозяйствования. Пришлое население в своем большинстве вело полуоседлый образ жизни.

Новому губернатору пришлось столкнуться со многими проблемами. Он был вынужден часто покидать свою резиденцию – дом, на месте которого сегодня расположен один из учебных корпусов Новороссийского колледжа строительства и экономики. При Волкове в южных районах губернии было построено 60 верст подъездных дорог к участкам переселенцев.

На посту Черноморского губернатора Е. Волков большое внимание уделял благоустройству Новороссийска, в том числе озеленению и мощению центральных городских улиц. С именем Волкова связано устройство нового бульвара по ул. Раевской (ныне – улица Новороссийской Республики).

В 1902 году он поддержал выпуск первой губернской газеты «Черноморское побережье», где по собственному желанию выступил в качестве цензора газеты. При поддержке Волкова в декабре 1903 года в Новороссийске был открыт Народный дом, в котором имелись библиотека и самодеятельный театр.

Значимым событием в жизни региона стало издание в 1904 году большого справочного пособия по Черноморской губернии. Труд явился самым полным дореволюционным справочным изданием, посвященным Черноморскому побережью Кавказа. По указанию губернатора в 1903 году в Новороссийске была учреждена Покровская ярмарка, которая проходила с 25 сентября по 1 октября.

Волков уделял много времени общественной деятельности.                     

Он возглавлял губернский попечительный совет о тюрьмах, Черноморский отдел Общества спасения на водах, Черноморский отдел Императорского общества плодоводства, являлся почетным мировым судьей окружного суда.                            

Не меньшую активность в общественной жизни проявляла и супруга губернатора Вера Андреевна Волкова. Она возглавила «Черноморское общество воспитания и защиты детей», являлась председательницей «Общества вспомоществования недостаточным учащимся города Новороссийска». При ее поддержке был на территории «Русского Стандарта» открыт приют «Ясли». В 1904 году она возглавила Черноморский комитет Красного Креста, который во время Русско-японской войны формировал посылки с перевязочными материалами, теплыми вещами, продуктами питания и отправлял их в действующую армию.                                      

В конце 1904 года Николай II вновь озаботился карьерой генерала Волкова, который, по мнению монарха, успешно справился со своей миссией в провинции. 1 января 1905 года генерал-майор Волков был назначен на вновь учрежденный пост градоначальника Москвы. Заслуги губернатора Волкова перед губернским центром были высоко оценены Новороссийской городской Думой, которая в том же месяце на торжественном заседании Думы избрала его Почетным гражданином города Новороссийска, а также переименовала в его честь одну из улиц города.                                        

В день отъезда четы Волковых в Москву на железнодорожном вокзале Новороссийска собралась десятитысячная толпа провожающих – невиданное доселе явление в столице Черноморья! В Москве Евгений Николаевич пробыл всего три месяца и в апреле 1905 года был назначен губернатором Таврической губернии.

В 1909 году Е. Волков становится во главе Кабинета Его императорского величества. Кабинет заведовал имуществом, принадлежавшим императорской фамилии, в том числе многочисленными имениями, предприятиями, землями и угодьями. В отставку Волков подал в апреле 1917 года, уже при Временном правительстве. В Новороссийске бывший Черноморский губернатор оказался уже после Октябрьского переворота.                               

В январе 1919 года генерал Деникин назначил его Черноморским военным губернатором. На этом посту он заменил генерал-майора Кутепова. После отъезда из России Евгений Волков жил в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, неподалеку от Сараево. Здесь он сумел организовать лесопильный завод, где работали многие беженцы из России. Покинув боснийский городок, он перебрался на юг Франции – в курортную Ниццу, где умер в 1933 году».

Сергей НОВИКОВ, историк.

Познакомиться с литературно-историческим альманахом «Память и жизнь» можно в библиотеках города.