Автор кукол — уже знакомая нам по предыдущим публикациям Светлана Пчельникова, которая вырученные от показа средства направляет на благотворительность, в основном – лечение детей.

В этом году на выставке оказались и работы жительницы Новороссийска Ирины Чесноковой, долгое время проработавшей в Новороссийском историческом музее-заповеднике. Ирина делает кукол и мишек «Тедди», и эти игрушки тоже служат добрым целям.

С  неординарным автором побеседовала корреспондент «НР».

— У меня дома нет ни одной куклы или медведя собственного изготовления, — рассказала  Ирина Чеснокова, — это называется «сапожник без сапог».  Мои трем сыновьям игрушка интересна и любопытна только как любимое занятие мамы. Вместе с детьми мы нередко посещали малышей, находившихся в больнице, особенных деток, и мои мальчишки знают, что таким ребятам мишки нужнее.

Также я всегда учу своих парней нормально воспринимать деток с особенностями здоровья, разъясняя, что они такие же, как мы. Только требуют более внимательного и чуткого отношения.

— Ирина Игоревна, расскажите, как к вам пришло это увлечение мастерить игрушки?

— По профессии я швея-закройщик. Родилась, выросла и училась в Новороссийске. Однажды, когда только начали появляться соцсети, зашла в «Одноклассники» и познакомилась с мастерицей кукол. Стала брать уроки у нее. С этим связан забавный случай. Куклы моей приятельницы назывались «Тыквоголовки». Я сделала куклу вроде бы по ее инструкции, но вижу, что-то с ней не так. Ручки и ножки слишком болтаются. Мастерица спрашивает, как я ее запекала? Я думала, она шутит. Оказывается, этих «тыквоголовок» действительно надо запекать в печи.

Постепенно кукольное дело у меня «пошло». А потом я переключилась на мишек «Тедди». Делать медведей мне понравилось больше. Мишки – они теплые, они согревают.

-У вас есть детские воспоминания, связанные с игрушками?

— В детстве я не была обделена ни куклами, ни медведями, но мне хотелось, как и всем девочкам, наверное, такого огромного мишку, выше и шире меня, чтобы я могла укутаться в нем, как в теплом домике.

И еще я в детстве много болела, нередко  праздничные дни мне приходилось проводить в больничных палатах.

Поэтому, когда я начала мастерить игрушки, то так получалось, что все они оказывались либо в руках «особенных» деток, либо деньги от их продажи шли на благотворительность. Вместе с другими волонтерами мы были частыми гостями в реабилитационном центре «Ромашка», Доме ребенка, отделении нейрохирургии первой горбольницы, детской больнице в Мысхако. Как правило, намечали себе благотворительный марафон от Нового года до Рождества. И затем — от Рождества  до Дня защиты детей. У меня есть и благодарственные письма от этих учреждений, от администрации города.

— Какие правила должен знать мастер, шьющий мишек?

— Секреты своего ремесла до конца вам не раскроет ни один уважающий себя автор. Поэтому азам можно научиться на мастер-классах, а дальше – надо подключать свою интуицию, вдохновение. Все-таки моя основная профессия во многом помогает мне в творчестве.

У меня есть «золотое» правило: никогда я не делаю игрушку, когда болею или пребываю в плохом настроении. Авторская игрушка должна нести в мир только добро, только позитив. Особенно, если предназначается для больного ребенка.

— У вас были случаи, когда игрушка реально исцеляла?

— Когда я работала в музее, к нам пришла мама с мальчиком-инвалидом. У меня на работе был готовый медвежонок. Увидев мальчика, я поняла, что должна подарить ему этого мишку. Через год мама с ребенком

(и медвежонком) пришли в музей, чтобы разыскать меня и сказать «спасибо». Я увидела, что мальчик выглядит намного лучше, чем год назад. А медвежонок в его руках был таким, каким и положено быть любимой игрушке, которая везде и всюду сопровождает своего хозяина: потрепанным, слега облезлым, но самым-самым!

— Ирина Игоревна, я слышала, что мишки «Тедди» — это не просто пошив мягкой игрушки. И, кстати, «запчасти» для их изготовления довольно дорогие.

— Совершенно верно, для таких мишек используется особенный мех, он искусственный, но натуральной основе, особенный наполнитель, а глазки – из специального стекла. Все это стоит действительно дорого. Потому что мех не должен вытягиваться, иначе не будет держаться форма. А еще – эти медвежата не должны быть аллергичными для детей. Но, обучаясь ремеслу, я по Интернету познакомилась с поставщиками, и так получилось, что мы, ранее совершенно незнакомые друг другу люди, стали подругами. И теперь, бывая в Москве, я с ними встречаюсь, общаюсь. Подруги, зная, что игрушки я дарю, нередко снабжают меня бесплатно мехом.

Вот такой круговорот добра получается. Я вообще уверена на все сто процентов, что хороших людей – больше.

Меня прекрасно знают на почте, куда я прихожу получать и отправлять посылки. Зная о моей деятельности, незнакомые люди из других городов высылали открытки, книжки для детей.

Себестоимость «авторского» мишутки, «ростом» в 30 см– 5 тысяч рублей, не меньше. Но мне больше нравится дарить свои игрушки, потому что я  вижу столько радостных эмоций в глазах ребенка, что большей награды не надо. 

— Сколько времени у вас уходит на изготовление одного мишки «Тедди»?

— В состоянии творческого подъема – три дня. Это без изготовления одежды. Я вообще не очень люблю шить «одежки», как правило, прошу их изготовить других мастериц.

Работая в музее оружия под открытым небом на мемориале «Малая земля», я всегда готовила на День защиты детей медвежонка и вручала его первому ребенку, который приходил в музей в этот день.

— Какие у вас сейчас творческие планы?

— У меня много увлечений: я занимаюсь изготовлением вещей в технике «декупаж», скрапбукингом – (это авторские альбомы и открытки), шью вещи. Но для того, чтобы развернуться, нужна собственная мастерская. Это моя мечта. Мои домашние привыкли, что везде и всюду им под руку попадается мое шитье. Младший сын часто ворчит, что мамины коробки даже у него под кроватью.

«Познакомившись» с игрушками Ирины Чесноковой, автор этих строк отметила, что все они действительно очень добрые, но у каждого – свой характер. Как это удается автору, большой секрет.