12 сентября на сопке Безымянной на Маркотхе забелеет среди горной зелени цифра 78. Ровно столько лет назад наш город был очищен от фашистской напасти.

Ровно шестнадцать лет эту традицию, которой в этом году исполняется полвека, поддерживает, пестует и ведет в будущее руководитель Центра патриотического воспитания ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова, капитан–наставник военно-патриотического объединения «Шхуна ровесников» Иван Сидоров. Он вместе с молодежью города и старейшинами «Шхуны» перекладывает цифры на памятнике «Каменный календарь». Корреспондент «НР» тоже неоднократно поднималась с этим удивительным человеком на сопку Безымянную и встретилась с ним накануне очередного похода, чтобы еще раз напомнить читателям «НР» и гостям города об этой традиции.

— Иван Михайлович, скажите честно, как вы находите рабочую силу, чтобы каждый год перекладывать многометровые цифры. Ведь это тяжелая физическая работа, требующая множество рабочих рук!

— Это точно, высота одной цифры — около тридцати метров и ширина — около десяти. Таскать приходится камни весом до 50 килограммов. С рабочей силой никогда нет проблем, на сопку всегда с удовольствием идут курсанты морского университета, иногда нас поддерживают взрослые представители «Шхуны ровесников». Обычно мы идем командой 30-40 человек, однажды нас собралось 53 человека. В один из годов у нас в команде было всего 15 человек, и тогда справиться с задачей было очень сложно.

— Вы скрупулезно из года в год взбираетесь на гору, чтобы провести этот субботник. А расскажите, как вы сами оказались в числе шхунатиков?

— Каменный календарь впервые в жизни я увидел в 2005 году. Был впечатлен работой, которую десятки лет ведут представители славного военно-патриотического объединения «Шхуна ровесников», как бережно и преданно они хранят эту традицию. Посчитал честью ее поддержать. Первый раз участвовал в перекладке цифры 61 на 62. И с тех пор я каждый год по несколько раз бываю в этом священном для меня и новороссийцев месте – на сопке Безымянной, где в Великую Отечественную войну шли ожесточенные бои.

— Но где вы берете камни для выкладки тела цифр?

— Неподалеку, в паре сотнях метрах от памятника, на старом карьере, там давно выгрузили битый камень, оттуда его и таскают курсанты. Также много камней на самой сопке, но каждый год они стекают по склону вниз, мы их стараемся собрать, подтянуть. В дело идут камни весом от 1 до 50 кило.

— Камни как-то закрепляются на склоне?

— Сейчас никак не закрепляются. Раньше, лет тридцать назад, тело календаря состояло из бетонных плит 1 на 1 метр, склон был укреплен арматурой, чтобы плиты не съезжали. Сейчас мы просто кладем камни на голую землю.

— Скажите, какая цифра самая сложная?

— Сложной была цифра 68, сложной будет и цифра, которую мы будем перекладывать в этом году. Непросто переложить семерку на восьмерку. Для этого понадобятся дополнительные камни.

— Куда вы деваете лишние камни, когда цифра графически более простая?

 — Складируем их неподалеку либо делаем из лишних каменную подушку для других камней.

— Что вы делаете, чтобы цифра хорошо читалась из города?

— Во-первых, всегда ношу с собой шпагат, натягиваю его вдоль линии будущей цифры, чтобы камни положить ровно. Во-вторых, мы в процессе перекладки созваниваемся с нашими бывшими курсантами или шхунатиками, которые в этот момент находятся на работе в порту или в центре города: они комментируют, как просматривается цифра из города. После выкладки мы камни белим, поэтому их хорошо видно даже с Суджукской косы.

— Я была на сопке Безымянной, склон довольно крутой. Сколько градусов?

— Мне кажется, что угол наклона — градусов 40-45. Удержаться на склоне действительно непросто. Особенно если ты тащишь по тропе к телу камня на себе булыжник весом 25 килограммов. Я стараюсь следить за дисциплиной на склоне. Чтобы люди соблюдали безопасную дистанцию и были начеку, ведь камни могут начать катиться.

— Травмы случались при перекладке памятника-календаря?

— Однажды у нас травмировалась девочка, она сорвалась с тарзанки, повредив ногу, мы ее затем на руках несли вниз.

— Я знаю, что, несмотря на то, что с момента окончания войны прошло столько лет, на Маркотхе поисковики находят «приветы с фронта». Вам при перекладке каменного календаря приходилось натыкаться на мины времен войны?

— Однажды нашли под камнями старую гранату, информацию передали в правоохранительные органы. Каждый раз, перекладывая цифры, натыкаемся на осколки, доказывающие, какие ожесточенные бои шли в новороссийских горах.

— В этом году вам нужны рабочие руки?

— Да, конечно! Мы всегда стараемся переложить календарь в один из выходных дней в праздничную неделю – с 12 по 16 сентября. В этом году пойдем на сопку 12 сентября. Приглашаем всех, кто хочет внести свой вклад в создание истории, переложить цифру памятника-календаря. Сбор — в 9.00, в районе входа в парк им. Ленинского комсомола. Надеюсь, что погода будет хорошей! Но желающие присоединиться должны учесть, что будем подниматься по короткой тропе, идти круто в гору, будет тяжело. А еще придется нести в руках белила.

Справка «НР»:

  • Идея создания необычного памятника на склоне Маркотха принадлежит ветерану Великой Отечественной войны Виталию Теремецкому. Впервые цифра, отсчитывающая годы, прошедшие со дня освобождения города, появилась в 1971 году и была приурочена к 28-й годовщине славной даты — 16 сентября. Эту инициативу поддержало городское руководство, было выпущено соответствующее решение исполкома.
  • Сам Виталий Георгиевич Теремецкий в 1943 году был начальником штаба дивизии 69-го гвардейского артиллерийского полка «Новороссийский». После демобилизации из рядов Вооруженных сил он многие годы жил в Новороссийске, работал заместителем начальника базы резерва морского пароходства. Кроме создания памятника-календаря он еще был и инициатором открытия «Флотилии юных моряков» и много лет вынашивал идею возведения на Малой Земле «Кургана Славы».
  • По просьбе Теремецкого местный художник Владимир Касабов, вооружившись биноклем, рассчитал необходимые размеры календаря на склоне сопки Безымянной Маркотхского хребта.
  • Все эти годы цифры каменного календаря перекладывали участники военно-патриотического объединения «Шхуна ровесников», ну а затем курсанты морского университета.