Жертвами катастрофы, последовавшей после тарана парохода сухогрузом «Петр Васев», стали 432 человека, пассажиры и члены экипажа. Капитаны судов Вадим Марков («Адмирал Нахимов») и Виктор Ткаченко («Петр Васев») допустили роковые ошибки, унесшие жизни сотен людей.

Особо важное дело

Через несколько часов после гибели «Адмирала Нахимова» с одного из столичных аэродромов в район Черноморского побережья Северного Кавказа вылетел самолет, на борту которого находились заместитель Генерального прокурора СССР по следствию Олег Сорока, старший следователь по особо важным делам Прокуратуры РСФСР Борис Уваров, который в том 1986-м вел «чернобыльское дело», несколько генералов и полковников из разных силовых ведомств. Еще во время полета на борту самолета было проведено совещание, на котором создали следственную группу, которую возглавил Борис Уваров.                                                   

Власти Новороссийска ждали приезда члена Политбюро ЦК КПСС Гейдара Алиева, который должен был возглавить Государственную комиссию по расследованию причин катастрофы. При помощи сотрудников местного КГБ группа Уварова стала действовать, не дожидаясь приезда высокого партийного руководства.

Сколько вам лет, «Адмирал»?

На тот момент судну «Адмирал Нахимов» (при спуске на воду – «Берлин») был 61 год, оно уже тонуло в годы Второй мировой войны после подрыва на мине. Принимало участие в спасении пассажиров затонувшего британского судна.

За годы работы на Крымско-Кавказской круизной линии лайнер Черноморского морского пароходства десятки раз посещал Новороссийск, и его белоснежный облик был хорошо знаком жителям города. Во время одного из таких заходов на его борту снимались эпизоды популярного фильма «Дамы приглашают кавалеров» с участием народных артистов РСФСР Леонида Куравлева и Марины Нееловой. В тот роковой день был запланирован последний рейс «Нахимова». Затем «Мосфильм» должен был на судне снимать фильм «Катастрофа», после чего пароход хотели отправить на слом. В жизни все оказалось намного трагичней, чем в кино…                                                           

Первым делом Уваров решил посетить сухогруз, на борту которого находилось 30 тысяч тонн зерна из Канады. Однако ему преградили путь вооруженные люди пограничной службы и долго не пускали дальше входа на палубу. Лишь после вмешательства КГБ представители группы Уварова продолжили работу на борту «Петра Васева».

В первую очередь – доказательства

На борту судна необходимо было изъять ленты курсографа и реверсографа – специальных записывающих устройств, фиксирующих все передвижения судна, а также судовой журнал. Капитан сухогруза Виктор Ткаченко попытался помешать это сделать. Показания Ткаченко стали началом серьезного расследования, в котором важна была каждая деталь. Когда «Петр Васев» стал у одного из причалов, на его борт стремительно поднялись специалисты Министерства морского флота, которые хотели забрать именно эти самые ленты. Однако к тому времени они уже находились в портфеле следователя по особо важным делам.

Один будет расстрелян

Следователям дали на расследование всего 30 дней. Скорейшего разбирательства настоятельно просили родственники погибших. Этого же потребовал в телефонном разговоре с Алиевым глава СССР Михаил Горбачев. К тому времени Гейдар Алиев допустил серьезную ошибку. Выступая на стихийном митинге, он пообещал, что комиссия во всем разберется, а он при этом лично посадит столько людей, сколько погибло в результате катастрофы. И при этом заявил, что «как минимум один из капитанов будет расстрелян».

От Уварова потребовали немедленно возбудить уголовное дело по статье 102 УК РСФСР («Умышленное нарушение правил безопасности, приведшее к гибели людей»). В это же время западные СМИ активно писали про трагедию «советского Титаника», жертвами которой стали сотни людей. Зарубежная пресса выдвигала свои «неопровержимые версии» катастрофы. Среди них сообщалось о покушении на находившегося на борту генерала КГБ, спланированной диверсии и появлении в Цемесской бухте некоего третьего объекта. Были и другие экзотические версии.

Крики детей – это был ужас

По воспоминаниям одного из пассажиров, имеющимся в деле, самыми страшными звуками той ночи, когда пошел ко дну «Адмирал Нахимов», были крики детей, звавших на помощь. Погибло двадцать ребятишек. Большинство детей родители уложили спать, заперев в каютах. При этом сами ушли на верхние палубы. В узких коридорах, залитых водой, люди не понимали куда бежать, давили друг друга при отсутствии света. По свидетельствам выживших, в эти критические минуты проявлялась истинная сущность каждого человека. Были те, кто отнимал у других жилеты, дрался за любое плавсредство. Но были и другие, кто до последнего вместе с членами экипажа помогал спасаться старикам, женщинам и детям, отдавая им свои жилеты.

Часто в публикациях о катастрофе можно встретить упоминание о том, что выход в море из порта Новороссийска был задержан из-за начальника КГБ Одесской области. Он действительно был на борту и погиб вместе со своими родными, но, как установило следствие, судно из-за него не задерживали.

Скрыть правду

Казалось, что на капитанских мостиках многое делалось неправильно, что и привело к катастрофе. Один не пропустил судно, надеясь на «красивое расхождение», другой покинул мостик и допустил изменение курса своего судна.

На следующий день после трагедии капитан «Петра Васева» выкрал судовой журнал у своего помощника, который заносил в него все, что происходило на сухогрузе. Как вспоминал Борис Уваров, Ткаченко позже сообщил следствию, что подтер записи за ту ночь и попросил помощника внести другие данные. К чести моряка, тот отказался это сделать и позже восстановил по карандашному оттиску на бумаге каждое утраченное слово.

Трагедия карьере не помеха

Судили капитанов в марте 1987 года в Одессе, в Доме культуры железнодорожников. Однако не по 102-й статье УК РСФСР, а по 85-й («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта»). Верхний предел по этой статье был 15 лет. Обвинял на суде старший помощник Генерального прокурора СССР Лев Баранов. Для Маркова он просил 13 лет. Но суд приговорил обоих бывших капитанов к 15 годам колонии.

В 1992 году президенты России и Украины приняли решение помиловать капитанов. Известный адвокат Генрих Падва, поначалу защищавший Ткаченко, отмечал, что от переживаний, связанных с трагедией, его подзащитный заболел психически. Однако оба смогли продолжить морскую карьеру, а поменявший свою фамилию Ткаченко вновь стал капитаном, правда, уже частной яхты.

В мировой арбитражной практике принято долю вины каждого измерять в процентах. Эксперты, привлеченные следствием, высказывались так: вина Ткаченко – 90%, вина Маркова – 10%. Кстати, гриф секретности с уголовного дела до сих пор не снят.

По признанию многих знатоков, лучший сайт, посвященный трагедии, создан новороссийцем Андреем Леоновым – «Катастрофа-1986 – пароход «Адмирал Нахимов» (admiral-nakhimov.net.ru). Хотите узнать больше о событиях тех дней – пользуйтесь этим ресурсом.

10 малоизвестных фактов о катастрофе

  • Истории, связанной с катастрофой, посвящены около полутора десятка книг, изданных в России и на Украине. Две из них – «Гибель «Адмирала Нахимова» Давида Чапкиса и «160 градусов: курс на дно» Андрея Таламанова – отмечены наградами Общественной премии им. Н. Раевского-младшего.
  • Гибель «Адмирала Нахимова» стала крупнейшей катастрофой на Черном море в мирное время.
  • Из 423 погибших больше всего было граждан Украины (267 человек) и России (72). Также в катастрофе погибли жители: Литвы (25), Латвии (24), Молдавии (20), Узбекистана (10), Белоруссии (3), Грузии (1) и Киргизии (1). Тела 64 человек так и остались покоиться на борту затонувшего парохода.
  • Первые краткие сообщения о трагедии в Цемесской бухте были переданы по радио и телевидению СССР в середине дня 1 сентября. О жертвах и пострадавших ничего не сообщалось. Выжившим в катастрофе запретили в телеграммах упоминать о гибели «Адмирала Нахимова». Первое правительственное сообщение было озвучено 1 сентября, в 16.00.
  • В первую годовщину катастрофы в селе Кабардинке, на мысе Дооб, в память о погибших был установлен памятник, созданный архитектором Ириной Бабаджан.
  • С 1997 года до середины прошлого десятилетия благотворительным фондом «Нахимовец» в Новороссийске при участии администрации города проводились вахты памяти, на которые съезжались люди из многих уголков бывшего СССР, потерявшие в кораблекрушении своих близких.
  • Ростовским центральным проектно-конструкторским бюро был разработан план по подъему судна, но из-за большой стоимости проекта от него отказались.
  • О трагедии было снято несколько документальных фильмов: «Черный круиз. История советского «Титаника» (1993), «Лайнер «Нахимов». Спасите наши души!» (2006), «Русский «Титаник». Дожить до рассвета» (2008) и др.
  • Версия, связанная с гибелью начальника УКГБ по Одесской области генерал-майора А. Крикунова, является одной из самых загадочных. По свидетельству его коллег, он располагал документальными данными особой важности о крупномасштабной коррупции среди партийного руководства Украины и Москвы. В то время рассматривалось дело начальника Одесского ОБХСС Малышева, в котором фигурировали многомиллионные взятки. Малышев имел покровителей на самом верху, а в узком кругу утверждал, что является внебрачным сыном Г. Алиева, с которым он жил на одной лестничной площадке в Баку.
  • Президент Советского Союза М. С. Горбачев подписал 2 августа 1990 году Указ № 457 о награждении орденами СССР работников Новороссийского морского торгового порта и Новороссийского морского пароходства за смелые и самоотверженные действия при спасении пассажиров и членов экипажа парохода «Адмирал Нахимов». Орденами Дружбы народов были награждены три человека.  Еще 18 человек были награждены орденом «Знак почета».