Добиться признания на международном уровне непросто. За какие заслуги поощрят наших героических земляков?

Все подробности корреспонденту «НР» рассказал начальник аварийно-спасательного подразделения Морской спасательной службы Азово-Черноморского филиала Антон Мурадьянц. Именно Антон Владимирович, а также его коллеги Гамбик Асатурьян, Денис Николенко, Кирилл Викулов и Константин Кендигилян получат награды IМО. Все они номинированы Российской Федерацией «за выдающееся мужество и упорство, проявленные во время аварийной операции с сухогрузом April, перевозившим опасный груз».

– Антон Владимирович, расскажите подробности  операции.

– Это случилось 19 февраля 2021 года в районе морского порта Кавказ. Судно April под панамским флагом на подходе к Керченскому проливу запросило эвакуацию экипажа. Экипаж был сплошь иностранный. Причина, которую назвали взывавшие о помощи, – массовое пищевое отравление моряков. Получив информацию из МСКЦ – Морского спасательно-координационного центра – эвакуировать людей,  мы приступили к действию.

Судно находилось недалеко от берега, примерно в полутора милях. У нас, морских спасателей, была одна минута на сборы, а в течение 15 минут на нашем спасательном судне «Меркурий» был уже поднят якорь, и мы выдвинулись к судну April. Погодные условия. мягко говоря, не улыбались. Был шторм. Но удалось подойти к судну без приключений.

Людей сняли с борта очень быстро.

К сожалению, один из членов экипажа умер. Позже выяснилось, что вовсе не пищевое отравление стало причиной страшного недомогания людей, а токсины: на судне был токсичный груз «ферросилиций». Каюта моряка, который умер, находилась ближе всего к месту утечки вредных веществ. А на судне их было более 1538 тонн.

На борту мы обнаружили производные ферросилиция от контакта с водой – взрывоопасный водород и токсичные газы фосфин и арсин, которые и послужили отравляющим фактором для членов экипажа. А ещё были неисправности на судне. April дал крен, что означало попадание забортной воды в балластные танки. Судно могло опрокинуться, и тогда экологическая катастрофа была бы неминуемой.

Работали быстро, в костюмах химзащиты. Обнаружили две пробоины (одна из них больше метра), откачали воду, изолировали трюмы и помещения судна. Пробоины ликвидировали, предотвратили попадание вредных веществ в море. В итоге судно вновь оказалось на плаву, после чего мы взяли его на буксир и передали судовладельцу.  

В причинах возникновения этой чрезвычайной ситуации, как, впрочем, и других, последствия которых нам удалось ликвидировать, всегда разбирается государственная комиссия.

Хотя на борту April и находился уже упомянутый мной ферросилиций, из спасателей никто не пострадал.

– Какие ещё спасательные операции вам запомнились?

– В январе 2019 года в Керченском проливе произошло возгорание двух судов – Maestro и  Candy. На одном из кораблей случился взрыв, и огонь перекинулся на другое судно. Спасаясь от пожара, люди прыгали в воду.  Это была очень сложная операция,  потребовавшая героических усилий спасателей, мужества и самоотверженности. К тому же эта операция была технически сложной. Но удалось спасти 12 человек. Из воды было поднято 10 тел погибших, ещё 9 человек считаются пропавшими без вести.

– Антон Владимирович, как вы стали морским спасателем?

–  В Морской спасательной службе я почти 10 лет, и не было ни одного дня, чтобы пожалел об этом выборе. Мой отец всю жизнь работает педиатром, мама – воспитательница в детском саду. Наверное, мне на генном уровне передалось желание помогать людям. Я хотел этого с детства и знаю, чувствую, что это моё призвание.

– А где могут оказаться морские спасатели по зову службы?

– Зона  действия нашей  Морской спасательной службы  – весь Азово-Черноморский бассейн – от Туапсе до Таганрога. 

Сотрудники находятся в постоянной готовности, и флот тоже.  В распоряжении нашей службы – два многофункциональных судна. Мы занимаемся поиском и спасением людей, тушим пожары, оказываем помощь терпящим бедствие судам.  И не только.

А вот по поводу того, где спасатели могут очутиться, расскажу о нашей прошлогодней операции в Норильске.

Мы принимали участие в ликвидации последствий разрушения резервуаров компании «Норильский никель». Получив приказ, срочно «снялись с якоря» и оказались в аэропорту Ростова-на-Дону, откуда вылетели на север. В этой операции участвовали 4 филиала Морской спасательной службы, в том числе и наш. На третий день после начала  операции меня назначили её руководителем. Мы занимались сбором нефтепродуктов, используя специальные сорбенты и сорбирующие боны. Работы прошли успешно. 

– В России есть современные технические средства для предотвращения техногенных катастроф на море?

– Есть. Наша служба снабжается новым технологическим оборудованием, которое в деле доказывает свою эффективность.  Есть  многофункциональные спасательные суда, способные  ликвидировать утечки нефтепродуктов, снабжённые тепловизорами, чтобы можно было спасать людей, и многим другим. Этот флот постоянно пополняется.

– Какой необходимый груз берёт с собой морской спасатель, так сказать, по сигналу SOS?

– «Тревожный чемоданчик» весом 20 килограммов. В наших бытовых помещениях стоят уже собранные рюкзаки, в которых есть всё необходимое – костюмы химзащиты, сухой паёк. В случае с командировкой в Норильск у каждого спасателя были тёплая одежда, комплекты термобелья демисезонного и зимнего и многое другое.

– Насколько сложно бывает работать в наших погодных условиях?

– В нашем регионе неспокойное море. Зимой скорость ветра может достигать 64 метров в секунду. Любые аварийные работы – сложные и несут потенциальную угрозу для жизни спасателей.

– Сколько времени человек, терпящий бедствие на море, может продержаться в воде?

– Летом – до трёх суток. В наше время все суда снабжены спасательными плотами и шлюпками, которые имеют запас воды и еды, и, только оказавшись в воде, эти плавсредства подают радиосигналы спасателям. И это помогает людям выжить. 

Что касается терпящих бедствие судов, то многое зависит от капитана аварийного судна, его способности сориентироваться в ситуации, скоординировать работу экипажа, своевременно подать сигналы бедствия. Немаловажный фактор – психологический настрой. Паника ещё никому не помогала сконцентрировать усилия.  

– Как вы восприняли известие о престижной награде IМО?

– Это очень приятно и неожиданно. Прежде всего, работа по спасению судна April была командной, и важную роль сыграл каждый  участник.

Например, для Кирилла Викулова эта спасательная операция была первой. Он заступил на дежурство и оказался в гуще событий. А работает он с 2020 года. Гамбик Асатурьян у нас в подразделении самый опытный, он спасатель с 2006 года. Денис Николенко и Константин Кендигилян тоже многократно участвовали в аварийно-спасательных операциях. Каждый из нас понимает, что работает для спасения людей и обеспечения экологической безопасности окружающей среды.

– Антон Владимирович, а вы помните своё боевое крещение?

– Моя первая спасательная операция не была связана со спасением людей. В морском порту Тамань случился разлив нефти, и я вместе с другими коллегами принимал участие в его ликвидации. Помню, как 24 часа мы активно работали, собирая  нефтепродукт с поверхности моря. Это было 9 лет назад.

НАША СПРАВКА

Награда за исключительную храбрость на море, учреждённая IМО, вручается ежегодно, чтобы привлечь внимание общественности и обеспечить международное признание тех, кто, рискуя собственной жизнью, проявляет исключительную храбрость и мужество в попытке спасти жизнь на море или предотвратить или смягчить ущерб морской среде.

В этом году IМО выдвинула на награждение 37 кандидатур от 27 государств.