– Артур Владимирович, сегодня многие преступления совершаются в интернет-пространстве с помощью цифровых технологий. Также орудием преступления может стать банальный нож в руках семейного дебошира, поддельный документ, неверный врачебный диагноз. Получается, что следователи должны обладать знаниями в самых различных областях?

– Да, в современных условиях следователям приходится постигать знания в области экономики, бухгалтерии, налогового законодательства, медицины и многого другого. Поэтому следователь должен обладать обширными навыками. В сложных случаях приходится привлекать специалистов в той или иной области.  

– Как вы считаете, следователями рождаются или становятся?

– И рождаются, и становятся. На самом деле у человека должно быть призвание, определённые способности: интуиция, внимательность, умение логически мыслить и многие другие данные, что называется, от природы. Но кое-какие навыки можно в себе воспитать и развить.

– А как вы стали следователем?

– В нашей семье юриспруденцией никто не занимался. Мой отец – бортовой механик гражданской авиации, мама – домохозяйка. И направляли меня в профессию люди, которым я до сих пор благодарен. Именно они смогли разглядеть во мне те качества, о которых я в молодости сам и не подозревал. Мне очень везло на хороших учителей.

– Какие громкие дела вам удалось расследовать в последнее время?

– Это коррупционные преступления, совершённые адвокатами, бравшими с людей деньги якобы за то, чтобы «решить вопрос» в суде. За последнее время расследовано и передано в суд 5 таких дел.

Одно из недавних громких дел – об осквернении мемориала «Малая Земля».

Но самые, наверное, тяжёлые – это дела об истязаниях детей. В голове такое не укладывается, когда и родной отец, и мачеха  избивали четырёхлетнюю девочку. На ребёнке живого места не было, одни синяки. При этом у мачехи был свой родной сын, но его мужчина пальцем не трогал, а над родной дочерью издевался, чтобы угодить своей супруге: устраивал расправы над девочкой после того, как мачеха жаловалась, что она не так себя вела.

Также очень тяжело расследовать дела о растлении несовершеннолетних, посягательствах на половую неприкосновенность детей.

Вот одно из таких дел: родной отец, который не жил в семье, брал к себе дочку на выходные и делал интимные фотосессии, морально растлевая девочку. Фотографии он отправлял в сообщество, в котором состоял. Там делились подобными фото и видео другие мужчины. Мы вышли на всех этих «любителей клубнички», которые находились в разных городах: Санкт-Петербурге, Казани и других.

Ещё один «любящий отец» жил со своей дочерью половой жизнью. Такие факты сложно воспринимать, порой невозможно в них поверить. А каково маленькому ребёнку?

В нашем отделе с несовершеннолетними девочками работает сотрудница, которой удаётся деликатно опрашивать девочек, подвергшихся насилию. Вообще, такие преступления – очень болезненная тема.

– Насколько я знаю, вашим отделом расследуются и преступления прошлых лет, в том числе связанные с несовершеннолетними.

– Да, за последнее время нам удалось раскрыть такие преступления.

Одно из них – в отношении девочки-подростка. Происшествие с ней случилось в 2015 году. За минувшие годы потерпевшая успела вырасти и уехала жить за границу. А тогда девочке было всего 15 лет. Юная спортсменка возвращалась с тренировки, когда её во дворе одной из многоэтажек остановил мужчина. Под предлогом того, что ему требуется помощь, он увлёк девочку в безлюдное место, за гаражи. Там стянул с себя шорты и попытался изнасиловать ребёнка. Девочка не растерялась (возможно, сказалась её спортивная закалка) и сумела убежать от злоумышленника.

Личность мужчины удалось установить почти спустя 6 лет. Велась работа среди лиц, которые ранее совершали преступления в отношении несовершеннолетних. Сейчас мужчина обвиняется в растлении малолетней. Мера наказания злоумышленнику устанавливается.

Ещё одно преступление прошлых лет – жестокое убийство.

Муж с гражданской женой распивали спиртное, к ним присоединился сосед. Возник конфликт, женщина ушла из квартиры, а её сожитель в пылу ссоры забил палкой  собутыльника. Труп он расчленил кухонным ножом и спрятал в подвале.  Убийство долгое время было нераскрытым.

Когда мы взяли это дело, зацепкой стал тот факт, что мужчина выгнал свою сожительницу после злополучной вечеринки. Мы стали подробнее беседовать с этой женщиной и выяснили, что её сожитель отличался агрессивным поведением. Начали снова опрашивать свидетелей.

Бывший сожитель дамы оказался в тюрьме уже за другое убийство. Он также в пылу ссоры убил собутыльника и расчленил труп, но замести следы ему в этот раз не удалось: в мусорном контейнере соседи обнаружили … человеческую голову.

– Ваша работа во многом связана с расследованием кровавых преступлений. Как вы думаете, со временем можно привыкнуть к этому и очерстветь душой?

– Мой стаж работы уже 25 лет, но до сих пор сердце сжимается, когда узнаёшь о той жестокости, с которой взрослые люди относятся порой к беззащитным детям. Это морально тяжело. У нас с супругой трое детей, и мы твёрдо убеждены, что надо растить их в любви.

Когда начинаешь изучать так называемые «истории болезни» некоторых преступников, то выясняется, что в юные годы они испытывали различные травмы, физические или моральные, сами подвергались насилию со стороны взрослых. Выводы напрашиваются сами.

– Артур Владимирович, поводом для нашей встречи стал ваш профессиональный праздник. Что бы вы пожелали своим коллегам?

– Новых профессиональных достижений, чёткой и слаженной работы, здоровья и благополучия в семьях, поддержки родных и близких людей. У следователей нет выходных и праздников, и очень важно, когда дома это понимают. Мира, добра и удачи! С праздником!