НЕ ТЕРЯЯ ВРЕМЕНИ

21 июля, 9 часов 30 минут. В Штабе руководства операцией региональный менеджер Морского терминала КТК Алексей Пелипенко берет в руки рацию: «Внимание! Учение! Учение! Учение! Условно обнаружен выход нефти в районе ВПУ-1». Район учений немедленно закрывается для плавания кораблей и судов, за исключением участников.

Традиционно легенда комплексных учений предусматривает наименее вероятную, но наиболее тяжёлую по последствиям аварию – «гильотинное» разрушение подводного трубопровода при погрузке танкера у выносного причального устройства (ВПУ). Диспетчер Главного центра управления докладывает об условно произведённой аварийной остановке погрузки танкера. В район «происшествия» направляется судно-разведчик, начинается мобилизация персонала профессионального аварийно-спасательного формирования.

Не теряя времени, из гавани вспомогательных судов один за другим выходят буксиры «Арктур», «Антарес», «Альтаир», «Алиот», «Диракс». Названные в честь ярчайших звёзд разных созвездий в акватории нефтепорта консорциума они действуют единой слаженной командой. Буксирам совместно с судами-заводчиками боновых заграждений предстоит установить пять нефтесборных ордеров.

«ГИГАНТСКИЙ ОСЬМИНОГ»

Проходит несколько минут, и весь конвой каскадом, с учётом фактических гидрометеорологических условий, занимает свои позиции, а экипажи буксиров приступают к развертыванию бонов – специальных двухметровой высоты надувных конструкций, предназначенных для локализации разлива нефти в открытом море. Профессиональными, отработанными до автоматизма движениями специалисты оперативно разворачивают U-образные заслоны нефтяному пятну, каждый протяженностью 200 м, а затем все суда перестраиваются для удобного сбора плёнки с поверхности.

На воду спускают специальные нефтесборные системы – скиммеры, включая гордость специалистов КТК –  новейшую модель GIANT OCTOPUS, или «Гигантский осьминог».

– Это мощное оборудование производительностью 250 м3/ч, оно использует в работе революционный метод с охватом поверхности сбора нефти на 360 градусов, – комментирует Виталий Ткаченко, старший инженер КТК по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации разливов нефти.

«Осьминогами» сегодня оснащено лишь несколько компаний в Европе, и все они являются не нефтяными или нефтетранспортными, а узкоспециализированными фирмами по ликвидации последствий аварийных разливов.

Дальше дело техники – перекачка нефтесодержащей смеси в плавучие ёмкости. Всё это тоже было продемонстрировано на учениях.

Одновременно кипит работа и на суше. Мощные силы аварийно-спасательных формирований разворачивают 450 метров боновых заграждений для защиты береговой полосы. Высота этих надёжных рубежей – 1,5 метра. Рядом устанавливаются шесть нефтесборных систем и столько же ёмкостей для временного хранения собранного нефтепродукта.

ОГНЕБОРЦЫ С «АРКТИКИ»

– Я разворачиваю скиммер, вот эти диски собирают нефть, которая затем поступает в приёмник и в ёмкость для дальнейшей перекачки в специальную технику, – не отрываясь от работы рассказывает о принципах матрос-спасатель ООО «Транснефть-Сервис» Александр Репш корреспонденту «Новороссийского рабочего».

За его спиной грузовой «КамАЗ» с краном-манипулятором. Всего в учениях было применено три таких машины, а также два автопогрузчика, автокран и другая техника.

Согласно третьей вводной участники учений тушили условное возгорание нефти на поверхности воды возле ВПУ-1. Для этого вида аварийно-спасательных работ привлекли большое вспомогательное судно многоцелевого назначения «Арктик».

Стоит добавить, что во время учений было отработано взаимодействие группы производственно-экологического контроля Морского терминала КТК с представителями государственного экологического надзора. Был организован подфакельный пост контроля атмосферного воздуха. Лаборатория регулярно отслеживала метеопараметры – температуру воздуха, воды, высоту волны, скорость и направление ветра на месте, облачность и осадки, производила отбор проб на чистой морской воде (для исключения попадания в неё загрязнённой смеси).

ПРИ НУЛЕВОМ ТРАВМАТИЗМЕ

Мероприятие получило положительную оценку наблюдателей, представителей государственных надзорных органов и акционеров.

– Учения показали, что персонал КТК и наши подрядчики готовы в полном объёме отреагировать на любую нештатную ситуацию, а имеющиеся силы и средства не только достаточны, но и превосходят установленные законодательством требования, – подчеркнул заместитель Регионального менеджера по морским операциям Морского терминала КТК Игорь Флоровский.

В ходе учений проверили схемы организации и управления штатными средствами аварийного реагирования, оценили достаточность штатного состава сил и средств аварийного реагирования объекта, их соответствие нормативам.

– Мы должны быть готовы к любой чрезвычайной ситуации в любое время. Культура безопасного производства и охрана окружающей среды – наши безусловные приоритеты. Вот уже три года у нас абсолютно нулевые показатели в области травматизма, и мы продолжаем работать на том же высоком уровне, – резюмировал генеральный директор КТК Николай Горбань.