С титулованным судомоделистом встретился корреспондент «Новороссийского рабочего».

– Александр Павлович, как дались чемпионские награды в этом году?

 – Для участия в чемпионате я подготовил две свои лучшие работы, над которыми трудился несколько последних лет. Это модели научно-исследовательского судна «Вячеслав Тихонов» и норвежского универсального судна для обслуживания буровых установок Rеm Gambler. Они практически доведены до совершенства, когда что-либо улучшить уже почти невозможно. Поэтому у модели Rem Gambler очень высокая оценка – 98,6 балла из 100 возможных.

– Наверное, возле такой модели многие успели сфотографироваться на память?

 – Не обошлось и без этого. Но на чемпионате модель не только получила золотую медаль, но и была удостоена титула «Лучшая модель России 2021 года». Такую престижную награду новороссийские моделисты заслужили впервые за все годы участия в чемпионатах России.

– А когда вы построили свою первую модель? Это было ещё школьное увлечение?

 – Да, кажется, что это было очень давно. Я с четвёртого класса посещал Дом пионеров в одном из городов Удмуртии. Мне настолько было интересно делать что-либо своими руками, что одновременно ходил и в судомодельный, и в авиа-модельный, и ракетостроительный кружки. Мечтал строить ракеты, была такая детская романтика.

Кстати, у меня многое получалось. И когда ещё учился в 10-м классе, прошла городская персональная выставка моих работ. Было чем гордиться, ведь всё делал сам. Мне кажется, что тогда, полвека назад, молодые люди были как-то более самостоятельны. Я сам собрался и поехал поступать в Одесский институт инженеров морского флота.

– Какие делали тогда модели?

 – Многое зависело от того, какие удастся раздобыть чертежи, по которым затем можно сделать модель судна. Популярны были модели кораблей и судов из героического, революционного прошлого. Поэтому я, как, наверное, и многие мои сверстники, делал модели броненосца «Потёмкин» и крейсера «Аврора».

Но у меня появлялись и оригинальные работы, такие как диорама «Волго-Донской канал имени В. Ленина». На юношеском уровне это были довольно хорошие модели, которые получились благодаря моему наставнику Николаю Федосееву. Мне тогда он казался глубоким стариком, хотя ему было всего-то под шестьдесят.

– Судомоделизм раз и навсегда стал вашим хобби?

– Нет. Когда ты молодой, кажется, что своим любимым делом будешь заниматься всю жизнь. Но потом понимаешь, что у тебя семья, дети, работа и куча иных забот, и твоё увлечение откатывается всё дальше и дальше. Поэтому продолжить строить модели получилось только после переезда в Новороссийск, где я живу уже ровно 40 лет.

Иногда вспоминаю, как впервые увидел этот новый для себя город. Это было на плавательной практике на судне, которое ходило по маршруту Батуми – Жданов. Закончилась моя ночная вахта, и я вышел на палубу и увидел на рассвете красивый город, мимо которого проходило наше судно. Тогда ещё промелькнула мысль: вот бы здесь поселиться!

Через пару лет я получаю распределение в Новороссийск, на судоремонтный завод. Первым делом, оказавшись в Новороссийске, я поспешил в здание морского вокзала, где тогда находился Музей танкерного флота. Там была поистине уникальная коллекция моделей транспортных судов. Я мечтал познакомиться с их автором Валентином Шикиным, в котором я увидел по-настоящему увлечённого человека.

– Снова потянуло строить модели?

– Моментально. Меня всю жизнь сопровождает кораблестроительство. По образованию я кораблестроитель. Когда построил дом на приобретённом участке, то новую улицу в этом месте назвали Кораблестроительной. К тому же моя жена тоже кораблестроитель.

– И что же объединило двух кораблестроителей?

– Когда мы ещё не были близко знакомы, моя будущая супруга во время своей институтской практики связала для меня свитер, а я для неё смастерил парусник «Меркурий». Сейчас понимаю, что он был сделан немного по-детски, но главное, что быстро.

– А как решили, что новороссийским судомоделистам стоит участвовать в российских турнирах и чемпионатах? Ведь наш знаменитый мастер Валентин Шикин никогда не стремился к наградам и титулам.

– К 2014 году, когда у нас уже была своя судомодельная группа при Клубе истории флота, стало понятно, что мы завязли на местном уровне, пора выбираться из своей норы. Уже тогда мы почувствовали, что нам есть что показать. И на первом же чемпионате страны удалось сразу же громко о себе заявить.

У новороссийцев стали появляться модели, созданные на самом высоком уровне, с множеством деталей. А ведь модели из тысяч деталей очень смотрибельны и конкурентоспособны. Кстати, на последнем чемпионате, который проходил в отреставрированном здании Северного речного порта Москвы, успешно выступил ещё один представитель нашего города – Игорь Белоконь, ставший бронзовым призёром.

– Как выступают российские судомоделисты на международном уровне?

 – Последние два года контакты практически прекратились из-за пандемии. Например, чтобы добраться на последний чемпионат мира, который проходил в Хорватии, необходимо было преодолеть четыре границы. Каждый раз при пересечении границы много времени отнимает существующий в большинстве мест карантин.

– Но ведь есть и внутренние соревнования?

– Увы, целый ряд традиционных соревнований – в Санкт-Петербурге, в Керчи – сейчас не проводится. Единственным местом для многих судомоделистов в России и Беларуси остался Новороссийск. Лишь у нас, на розыгрыше Кубка Цемесской бухты, который пройдёт в Новороссийске уже в четвёртый раз, можно выставить свои модели. Судя по поступающим заявкам, в октябре к нам приедет рекордное число участников, а традиционная выставка всех моделей может в этом году установить новый рекорд. Их количество может приблизиться к трём сотням. Это будет самый большой турнир в России за все последние десятилетия.

Познакомиться с работами новороссийских судомоделистов можно на постоянной выставке в Клубе истории флота (ул. Толстого, 4, здание морской школы ДОСААФ России им. М. Корницкого).