Одна из изюминок коллекции – почти сотня неповторимых национальных костюмов для кукол, которые носили проживающие в нашем регионе представители разных народов.

Только за последний год школа-студия «Пеликан» ГЦНК отмечена наградами международных конкурсов в Германии, Польше, Испании, Италии, Франции, ОАЕ и признана одной из лучших кукольных школ Европы.

С руководителем народного самодеятельного коллектива школы-студии авторской куклы и дизайна Еленой Прожогиной встретился корреспондент «Новороссийского рабочего».

– Елена Анатольевна, как появилась идея создания коллекции костюмов?

– Девиз нашей общественной организации – «Мир через культуру России». Всё, чем мы занимаемся, так или иначе, имеет отношение к нашим традициям. Поэтому нет ничего удивительного, что своё творчество мы связали с тем, что нам интересно создавать собственными руками, а именно – с русским национальным костюмом, и в первую очередь женским.

Изначально хотелось сохранить все уходящие традиции нашего русского костюма. Такие древние наряды сегодня можно увидеть разве что в монастырях, а также в музейных хранилищах или при показе оперных исторических постановок. Кстати, один из нарядов мы сами делали по костюму, в котором выходила княгиня Ольга в опере Александра Бородина «Князь Игорь».

– Кто принимает участие в работе над историческими костюмами?

– Все участники нашей общественной организации – дети, подростки, взрослые женщины, бабушки. Их объединяет общая увлечённость созданием уникальных костюмов, каждый из которых неповторим и шьётся в единственном экземпляре. И эта общая цель уже сплотила пятьдесят человек.

– А сейчас чем увлечены ваши мастерицы?

– С нынешнего года работа ведётся по созданию кокошников. Это весьма примечательный элемент женского традиционного костюма. Каждая девушка или одинокая женщина должна была надевать сугубо индивидуальный кокошник, в зависимости от того положения, какое она занимала. С непокрытой головой могла ходить только замужняя женщина.

Ещё один вид типично российского головного убора – это сорока, который надевался на голову в древности. По внешнему виду это напоминает косынку, которая закрывает лоб. Кстати, понемногу мода на такие головные уборы начинает возвращаться, и некоторые девушки уже используют их в своём гардеробе.

– Планируете ли где-нибудь показать коллекцию головных уборов?

– Обязательно, причём довольно скоро. У нас есть приглашения показать её в Сухуми, в Крыму,  Краснодаре. И конечно, на площадках города.

– Какие были первые костюмы в вашем исполнении?

– Русский костюм довольно разнообразный, поэтому пришлось параллельно трудиться не только над одним каким-то платьем, но и над сарафаном, кофтой, подъюбником. Интересная была работа над костюмом невесты. После этого даже создали небольшое познавательное видео, на которое было немало откликов, кто-то из жителей после увиденного присоединился к нам.

Но, не считая костюма, мы не проходим мимо некоторых иных видов творчества. Таким занятием стали вышитые иконы. Русская православная икона уходит во времена Древней Руси, когда и все костюмы считались исконно русскими. До Петра I все в них так и ходили, а потом новая мода шагнула из Европы. Между тем мода на русский костюм существовала даже при дворе императора Николая II. Известно, что в годы его правления проводились костюмированные балы, где принято было надевать именно русские народные наряды. Это была демонстрация духовной силы страны, силы народа.

– Елена Анатольевна, а созданные костюмы как-то используются?

– В первую очередь они нужны для выступления нашим творческим коллективам – ансамблю русской песни «Берёзка» и ансамблю ложкарей «Калинка». Для «Калинки» мы как-то сделали 25 венков, каждый со своим оригинальным орнаментом.

– Какой элемент костюма стал для вас самым необычным?

– Возможно, это кушак, который было принято носить каждому мужчине в Древней Руси. Длина кушака, как правило, составляла 160 сантиметров, и он обязательно должен был быть расшит от начала до конца.

– Коллекция кукол и костюмов для них создавалась сложно?

– Каждый народ в своей национальной одежде выглядит непохожим на другие. Но показать в создаваемой кукле такую самобытность не так просто. В нашей кукольной коллекции нет не только похожих костюмов, но и самих кукольных фигур. Турок, татарин, болгарин, еврей, русский и ещё девяносто с лишним фигурок абсолютно индивидуальны. Мы показывали эту коллекцию в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре, и везде наши работы были удостоены самых восторженных откликов.

– А какие необычные факты удалось узнать из истории костюма?

– При создании греческой костюмированной куклы удивили штаны, которые носили мужчины этой страны. Я поначалу никак не могла понять, почему они были такими. Однако постепенно поиск привёл к выводу, что в Греции многие мужчины были пастухами, и им часто приходилось перегонять стадо овец с одного места на другое. А вот с запасами корма для животных в горной местности были проблемы. Решать их и были призваны необычно широкие штаны. Греки-пастухи набивали запас сена не только в мешки, но и в свои штаны, что помогало сохранить скот.

Таких фактов можно было бы вспомнить ещё несколько. А вот при создании лекала для кокошника потребовалась помощь сварщика, который нам сделал необходимую основу.

– Ещё кто-то в регионе занимается подобным творчеством?

– Мы сами изначально пытались разыскать таких мастеров – хотели просто купить уже готовые наряды для своих коллективов. Кинулись на поиски, а вот нет того, кто шил бы русские народные костюмы на заказ. Кто-то подсказал, что в Армавире была мастерица, готовившая костюмы для театрального коллектива, и кому-то уже помогала. Но нам не повезло, мастерица оказалась давно на пенсии, да и со слабым зрением.

Всё шло к тому, что придётся делать самим. Оказалось, что это не так уж и плохо, и стало для каждого из нас любимым творческим занятием на досуге.

– Когда новороссийцы и гости города смогут познакомиться с вашими новыми работами?

– Скоро в городе пройдёт фестиваль «Добрый Новороссийск», где мы планируем выставить свою коллекцию кокошников. Мне кажется, это очень интересная и познавательная работа, рассказывающая о старинном русском головном уборе, одном из символов русского традиционного костюма.