«Комки», баулы и чувалы

«В Новороссийск мы переехали в «лихие девяностые», – поделился воспоминаниями с читателями Игорь Н. – Помню, как с моей подругой мы изучали старый центр, бродили по улицам: Новороссийской Республики, Советов, Новороссийских Партизан. Тогда появлялись самые первые комиссионные магазины, в народе – «комки». Они располагались в основном в облагороженных подвалах. Частенько там попахивало сыростью, но какие сокровища таили эти «пещеры»!

Польские джинсы и куртки-варёнки, модных расцветок свитера, заколки для волос, какая-то пластиковая бижутерия, на которую сейчас без слёз не взглянешь. Но тогда моя подруга подолгу зависала у витрин с этими яркими аксессуарами. Тут же продавали конфеты, печенье в диковинных тогда для нас упаковках, соки. В общем, комиссионки процветали.

Ещё помню крутой магазин французской косметики на углу улиц Новороссийской Республики и Мира. Там было всё, что мы видели в то время в рекламе. Модные краски для волос, тушь для ресниц (не ленинградская), парфюм. Этот магазин имел какое-то отношение к политехническому институту, назывался «Студенческий меридиан». А рядом была вузовская библиотека.

Работали в магазине студентки, вежливые, интеллигентные девушки, знающие иностранные языки. И они могли легко прочесть то, что гласили этикетки. Тогда на тюбиках переводов на русский не было. Что, кстати, нередко порождало комические ситуации в среде наших красавиц. Когда, например, крем для ног могли по незнанию нанести на лицо, и наоборот.

В этом же магазине были в продаже первые заграничные средства гигиены – те же «тампаксы», которые малыши дружно выклянчивали у мам, чтобы «лить на них синюю воду», ведь так показывали в рекламе! Кто жил в девяностые, тот поймёт и улыбнётся.

Чуть дальше этого чудесного магазина, на площади перед морвокзалом, где сейчас прогулочная зона, в 90-е годы раскинулся настоящий рынок, где торговали челноки, привозившие всякую всячину из Турции. Они сбывали свой товар оптовикам, приезжавшим из Славянска-на-Кубани, Ростова-на-Дону и других городов. Но можно было приобрести кое-что и в розницу. Причём совсем недорого.

Мне кажется, что именно тогда рухнула отечественная швейная промышленность. Импортный летний халатик или платье можно было купить очень дёшево. А если шить такой, получался больший расход на ткань плюс пуговицы и сама работа. Зачем? Когда есть недорогой вариант и ничуть не хуже.

Тогда же, в девяностые, в городе появились первые кафешки. Самые экзотические располагались на старых кораблях – это «Пегас» и «Дикси». Они стояли на приколе на набережной.

Потом появилось кафе «Елена» рядом с техникумом на улице Советов. Там можно было выпить хорошего кофейку, неспешно пообщаться. На тот момент подобных уютных заведений ещё было не так много.

Сама набережная выглядела колючей и суровой, заросшей кустарниками, обветренной норд-остами. И гуляющих здесь людей было намного меньше.

Вот таким меня встретил Новороссийск много лет назад».

Горпляж и белоснежные балюстрады

«Каким красивым, уютным, открытым и широким был наш городской пляж! Его украшали белоснежные балюстрады, скульптуры», – с ностальгией вспоминает постоянная читательница «НР» Элеонора Кивачицкая, которая предоставила нам бесценные фото тех лет.

И правда, городской пляж теперь другой. А вот мода на купальники, похоже, возвращается.

Золотые годы «Золотого якоря»

«Мы в «Золотом якоре» отмечали свадьбу сына моей одноклассницы, – вспоминает Элеонора Ивановна. – Стол ломился от закусок, всё было очень вкусно.

Прошло совсем немного времени, и что-то случилось: в ресторане прогремел взрыв, и это заведение перестало существовать. Но свято место пусто не бывает – и вот мы уже видим здесь многоэтажку. Очень жаль, что не возродили столь любимое всеми колоритное заведение.

А вот пельменной, что была у входа на Центральный рынок, о которой вы тоже писали, заведовала моя хорошая знакомая по школе №6 Анна Фёдоровна Козюкова – умница, хозяюшка, милая женщина. Во многом благодаря Анне пельменная приобрела такую известность. Пельмени здесь были отменные. Но это ещё не всё: тут царили чистота и порядок, которым сегодня могут позавидовать многие рестораны и кафе».

Дворец пионеров возил детей и за границу!

 «Многие на страницах «НР» вспоминают о том, как посещали знаменитый наш Дворец пионеров на улице Советов. Но никто не рассказал, что, кроме танцев и кружков кройки и шитья, там делали совершенно серьёзные вещи, которые определяли профессиональное будущее человека.

К примеру, два моих двоюродных брата занимались в клубе интернациональной дружбы. Занятия там были не формальными, никто не заставлял дружить со сверстниками из других республик и стран. Костя и Николай всегда бежали на занятия. А преподавали в КИДе английский, французский, немецкий, по-моему, испанский и даже эсперанто – был такой специально придуманный и модный в 70-80-х годах международный язык. Мы верили, что он сможет объединить всех людей на планете!

Готовили кружковцев на таком уровне, что многие после поступали в престижные вузы, инязы. А проверяли свои умения они в Новороссийске. К примеру, всем нравилось общаться с носителями языка – иностранными моряками с судов, заходивших в наш порт.

За границу выезжали, если не ошибаюсь, кружковцы один раз, а вот в поездки по стране мои родственники попали. Поездки организовывали в столицы союзных республик. Братьям достались Тбилиси и Кишинёв. Для детей эти путешествия были бесплатными, жили делегации прямо в семьях. И все всегда привозили из поездок сувениры, которыми их там задаривали», – вспоминает наша читательница Людмила Андреевна.

 Как учили водить машины, когда у нас их было мало

Георгий Антонович Муромцев, ветеран одной из старейших автошкол Новороссийска на улице Пархоменко, одно время её директор (в этом году школе исполнилось 60 лет), несколько лет назад рассказывал мне о том, как сразу после войны в городе учили водительскому мастерству.

Школа находилась в здании, которое располагалось между сегодняшним БЦ «Черноморский» и библиотекой им. Баллиона. Учились с утра и до обеда, а время конца занятий определяли просто – на улице Советов появлялся ишак, который развозил продукты. Как только слышалось призывное «иа-иа», все знали, что уже обед. А ещё в городе был страшный дефицит бумаги, поэтому правила дорожного движения курсанты записывали на цементных мешках!

А в начале 60-х хозспособом в Новороссийске строили знаменитую автошколу на Пархоменко, на том месте, где до войны располагалась фабрика по изготовлению фанерных чемоданов.

Когда школа открылась, пришлось учить первых курсантов прямо на улицах города: никаких тренажёров тогда и в помине не было. Желающих стать шофёром было очень много. Учили 4 месяца по 8 часов ежедневно. Сначала вождение осваивали только на грузовичках. Тот, кто получал корочки водителя грузовика (сперва в них писали «шофёр»), автоматически допускался к управлению и легковушкой.

Как же проходили экзамены? Георгий Антонович вспоминал, что билетов не было вовсе. Каждому комиссия задавала пять вопросов. К примеру, нужно было назвать 3 знака дорожного движения, разобрать схему проезда перекрёстка, рассказать про обгон, про неисправности автомобиля.

Виктория Николаенко, Елена Калашникова