«Ох уж эта мне молодёжь! Ничего святого! На кого страну оставляем?!» Давно произносили или слышали такие слова? Мы в редакции от своих читателей слышим их очень часто. Поэтому накануне Дня молодёжи «НР» попросил своих юных стажёров поговорить с ровесниками «за жизнь». На наш взгляд, разговор получился. Где-то провокационный, где-то наивный, местами – пафосный, а то и типовыми интернет-фразами рубят. Но так они думают. А мы, взрослые, готовы их слушать?

У молодых сегодня остались какие-то ценности?

Луиза ЖМЫХОВА, Мария АЛДИНА, Камила ДАВЛЕТБАЕВА, практиканты «НР»:

 – Ценности изменились, как бы сильно нам не хотелось это признавать. Теперь жить хочется для собственного удовольствия, потому что каждому молодому человеку известно: если заниматься делом, которое тебе нравится, гораздо больше шансов сделать других людей счастливыми. Люди нового тысячелетия становятся индивидуалистами, и это обосновано. Они учатся обращать внимание на свои эмоции, говорить о личных границах, задавать самим себе вопросы: «Хорошо ли мне?», «Счастлив ли я?» Они знают, что если пойдут не своей дорогой, то не принесут пользы миру. Счастье индивида создаёт счастье всего человечества. Однако кое-что остаётся неизменным: качества, за которые люди ценят друг друга. Доброта, преданность, целеустремлённость, ум – эти человеческие черты никогда не «выйдут из моды», и об этом, пожалуй, поколения родителей, бабушек и дедушек могут не волноваться. Вместо того, чтобы обвинять молодых людей и вешать на них ярлыки, стоит выслушать и попробовать понять их. Слушать придётся долго, потому что они со своей уже сложенной системой ценностей будут говорить много и взахлёб. Они расскажут, как уже совсем скоро выпустят новый законопроект «О домашнем насилии», откроют новые законы вселенной, изобретут лекарство от рака лёгких и придумают систему, которая спасёт людей от бедности.

Готовы «идти по головам» для достижения своих целей?

Даниил, 19 лет:

– Это ещё надо уметь. Полагаю, многие хотели бы, но не многие на это способны.

Мария, 19 лет:

– Почему бы и нет? Почему я должна кого-то ставить выше самой себя? Я, конечно, понимаю, что существуют такие понятия, как «мир» и «любовь». Но что тогда будет со мной, если не «идти по головам», если прислушиваться к тому, что думают другие люди? Все будут говорить, что эта работа им нужнее. А мне, получается, она не нужна?!

Анна, 22 года:

– Нет. Я готова бороться только с собой. Я достигаю своих целей без ущерба для окружающих.

Нужно ли вообще сегодня высшее образование?

Алина, 15 лет, школьница, собирается стать косметологом:

– Будет неплохо, если человек получит высшее образование. Пригодится ли это в работе – зависит от выбранной профессии. Заработок в Интернете сейчас достаточно популярен и не всегда требует серьёзного образования.

Дарья, 18 лет, блогер:

– Не всем и не всегда. Безусловно, есть профессии, где оно необходимо: медицина, юриспруденция, инженерия, где нужен определённый объём знаний. Кроме того, высшее образование хорошо дисциплинирует, особенно после школы. Поэтому для общего развития диплом получить можно. Но я против того, чтобы его возводили в ранг «необходимо каждому». Человеку в 17 лет очень трудно определиться раз и навсегда, чем он хочет заниматься всю свою жизнь. Я за то, чтобы мы стремились к европейскому стандарту. Нужен упор на практику. Допустим, в Дании первая часть учебного дня – лекция, а вторая – практические занятия, где отрабатывается изученный теоретический материал. Вот это круто!

Анна, 22 года, оканчивает университет по специальности «Режиссёр театрализованных представлений и праздников»:

– Высшее образование в сегодняшнем виде совершенно не нужно. Молодёжи нужен новый подход, а именно: свобода выбора предметов, новые методы донесения информации и улучшенная система оценивания. Хочется видеть больше заинтересованных в работе преподавателей, ведь именно от них в большинстве случаев зависит, каким студент выйдет специалистом. Я, как выпускница 2021 года, считаю, что мой университетский диплом не гарантирует мне поступление на хорошую, высокооплачиваемую работу. Нас не учат, как работать, нас учат сухой теории, не имеющей отношения к действительности.

Евгений, 26 лет, дизайнер вебсайтов и мобильных приложений, арт-директор:

– Образование нужно только для получения тех профессий, где речь идёт об угрозе жизни: врачи, полиция, МЧС и другие службы. Все остальные специальности не нуждаются в подобном прожигании времени впустую. В современном мире всё решает не диплом, а твои знания и умения. Единственное, что может дать тебе высшее образование, – это социализацию и умение правильно поставить себя в обществе. Я самоучка в своей профессии, по сути, я даже курсы не проходил и всему учился сам. Если человек действительно хочет чему-то научиться – ему не нужно тратить на это деньги, Достаточно всего лишь воспользоваться Интернетом.

Страшно думать будущем трудоустройстве?

Дарья, 18 лет, блогер:

– Нет, потому что оно идёт уже сейчас! Я хочу развиваться в сфере блогинга, интернет-маркетинга и уже получаю необходимые для этого навыки. Я не представляю ситуацию через 4 года, когда я окончу университет, буду сидеть дома и не понимать, что делать дальше. Нет, я уже сейчас иду к цели, развиваюсь, чтобы потом на фоне конкурентов, бывших студентов, можно было как-то отличаться.

Мария, 19 лет, студентка факультета журналистики:

– Я не испытываю страх. Когда есть желание, готовность на любые условия, всё получится. Просто не нужно останавливаться у первой закрытой двери, где тебе говорят: «Извините, вы нам не подходите».

Анастасия, 19 лет, студентка факультета журналистики:

– Определённый страх есть. Не упущу ли я свой шанс? Смогу ли раскрыть свои таланты в полной мере, когда буду устраиваться на работу? Справлюсь ли я со всеми обязанностями? Это пугает, но я не даю волнению брать надо мной верх.

Что лучше постоянная работа или фриланс?

Виктория, 16 лет:

– Постоянная работа. Не стоит надеяться на фриланс, он не может обеспечить чёткого графика и стабильной зарплаты.

Павел, 22 года, оканчивает университет по специальности «Режиссёр театрализованных представлений и праздников»: – Когда я получу диплом, я, скорее, выберу постоянную работу, потому что она даёт определённую стабильность. Фриланс – это хорошо и современно, но при этом он несёт и определённые риски. Если ты решил работать на фрилансе углублённо и у тебя есть время для того, чтобы раскрутиться и начать получать достаточное количество клиентов, – тогда, безусловно, фриланс – это для тебя.

Анастасия, оканчивает университет, факультет «Туризм»:

– Я часто встречаю посты в Интернете, где ребята пишут, что работа на фрилансе занимает всего пять часов в день. Однако все мои друзья и знакомые-фрилансеры могут работать и по 10, и по 12 часов в сутки даже без выходных. Поэтому на данный момент я бы выбрала постоянную работу, чтобы точно иметь время на отдых и развлечения.

Евгений, 26 лет:

– Для себя я выбрал фриланс. Я не могу работать как робот по 8 часов каждый день, тем более в творческой профессии. С фрилансом я могу выстраивать свой график так, как мне удобно. Когда у меня есть вдохновение, я могу работать даже по 15 часов в день, а когда устал и мне нужен перерыв, выделяю работе меньше времени в своём графике и трачу оставшиеся часы на отдых и другие сферы жизни. Ещё один плюс фриланса в том, что у меня нет привязки к месту, можно путешествовать и при этом работать из любой точки мира. Для этого мне нужны только ноутбук и Интернет.

Вы состоите отношениях? Вы счастливы?

Даниил, 19 лет:

– Состою, счастлив. Мне нравится, как всё идёт своим чередом. Думаю, сейчас я не хотел бы что-либо изменить.

Валерия, 15 лет:

– Да, у меня есть молодой человек. Мы очень много времени проводим вместе, рядом с ним мне весело и интересно. Хотелось бы научиться лучше понимать друг друга и иногда переступать через себя.

Полина, 17 лет:

– Мы с моим молодым человеком вместе почти два года и за этот период испытали множество как положительных, так и отрицательных эмоций. Мы всё ещё учимся слышать и понимать друг друга, и в последнее время у нас стало гораздо меньше недопониманий. Мы глубоко ценим наши отношения и дорожим ими.

Если вашей пары проблемы, вы обратитесь семейному психологу?

Валерия, 15 лет:

– Определённо, да. Всё достигается благодаря совместной работе, поэтому нельзя всё пустить на самотёк. Отношения – это важно, а семейные психологи – хорошие люди.

Дарья, 18 лет:

– Я бы обратилась к психологу до отношений, во время их начала и в течение. Я считаю посещение психолога обязательным, в принципе, для любого человека, пары. Если я и мой партнёр начинаем злиться друг на друга – это первый звоночек, указывающий на необходимость помощи профессионала. Потому что отношения — это, прежде всего, зона безопасности и любви. Если мне с партнёром плохо на постоянной основе, он меня не поддерживает и не хочет понимать, отказывается идти к психологу, то это, конечно, основания для того, чтобы поставить точку в наших взаимоотношениях.

Павел, 22 года:

– Над отношениями нужно работать, потому что любые отношения – это сад, который недостаточно просто засадить деревьями и кустарниками. Чтобы в этом саду было приятно находиться, за ним всё время нужно ухаживать. И я считаю, что это касается не только романтических отношений: по такому же принципу строится дружба, взаимоотношения с родителями, родственниками, коллегами.

Анастасия, 21 год:

– Над отношениями всегда нужно работать, причём обоим партнёрам. Если бы у меня с этим были серьёзные проблемы, я бы захотела обратиться к семейному психологу за помощью. Правда, не думаю, что мой партнёр поддержал бы эту идею.

Прожить всю жизнь одному это нормально?

Виктория, 16 лет:

– Да, если это собственный выбор человека. Это не значит, что с ним что-то не так. Может, одиночество для него является некой формой спокойствия и умиротворения.

Дарья, 18 лет:

– Можно быть и одному всю жизнь, если это осознанное решение. Человеку так просто комфортнее. Почему бы и нет?

Как вы относитесь к чайлдфри? Стоит ли заводить детей, потому что «пора»?

Мария, 19 лет:

– Нужно заводить детей, когда пара готова взять на себя ответственность за рождение нового человека, воспитание его, может вложить в него частичку себя. Это очень тяжёлая работа двух людей. Нельзя рожать детей, чтобы они просто были. Это неправильно! Тогда они станут, по сути, балластами, предоставленными самим себе. Решение иметь детей всегда должно исходить из души и по велению сердца.

Валерия, 15 лет:

– Я сама являюсь чайлдфри, лучше вообще не быть матерью, чем быть, но плохой. К рождению ребёнка нужно подходить осознанно и заводить детей только тогда, когда будешь уверен, что сможешь воспитать достойного человека.

Анастасия, 19 лет:

– Это личное дело каждого. Вопросы: «Когда уже родишь?», «А когда детей?» – максимально некорректны и невежливы. Возможно, пара хочет иметь детей, но один из партнёров бесплоден. В этом случае вопросы о детях могут быть очень болезненны для человека.

Как вы относитесь гражданскому браку?

Анна, 22 года:

– Хорошо. Если у пары есть желание, почему бы не попробовать?

Анастасия, 21 год:

– Нейтрально. Сожительство – это интересный опыт, однако, если в подобном браке появятся дети, думаю, родители с ребёнком столкнутся с определёнными проблемами.

Максим, 20 лет:

 – Положительно. Думаю, это новый уровень для пары. Когда начинаешь жить вместе с человеком, он по-новому раскрывается перед тобой. Это учит жить в гармонии друг с другом, пускай через мелкие бытовые ссоры и недопонимания.

От редакции:

Если хотите задать свой вопрос молодым новороссийцам, передайте его авторам рубрики «Другое измерение» по тел. 8 8617 61 41 05 или по WhatsApp на номер: +7 900 279 09 37