Сын белого офицера

Род Сипягиных восходит своими корнями к временам Ивана Грозного. Фамилию Сипягин носили многие военные и государственные деятели в России. Николай Сипягин принадлежал к старинному дворянскому роду. Его отец, Иван Сипягин, служил офицером Русской императорской армии, был кавалером ордена Святого Георгия IV степени, во время Гражданской войны командовал знаменитым 83-м Самурским полком в армии генерала Деникина в чине полковника и погиб в августе 1918 года.

Семья белого офицера не покинула Россию, что, впрочем, не сказалось на судьбе будущего Героя. Николая увлекла морская романтика, и он поступил в морской техникум Владивостока, а затем оказался на судах Черноморского морского пароходства. Уже в первые месяцы войны Николай Сипягин участвовал в обороне Одессы и Севастополя в составе морских частей пограничных войск НКВД СССР.

Общие корни

В истории России был и другой Николай Сипягин – генерал-лейтенант и герой Отечественной войны 1812 года, участник Бородинского сражения. За год до нашествия Наполеона император Александр I назначил молодого офицера своим флигель-адъютантом. Во время военных действий  Николай Мартемьянович Сипягин был порученцем при светлейшем князе Михаиле Кутузове. Известно, что в заграничном походе Сипягин лично доставил императору ключи от Варшавы.

Позже он стал военным губернатором Тифлиса, много сделал для его развития. Николай Мартемьянович умер молодым – в 42 года – от воспаления лёгких. Современники считали смерть Сипягина потерей общенационального масштаба.

Похоронили его в церкви св. Георгия под Тифлисом, как рассказывают, при стечении всего городского населения, а отпевал Сипягина в Сионском соборе сам экзарх Грузии. Прах впоследствии перевезли в родовое костромское имение Романцево и захоронили около Покровской церкви, построенной отцом Героя – вице-адмиралом Российского императорского флота Мартемьяном Яковлевичем Сипягиным. Оба Николая Сипягина принадлежали к одному роду.

Последний боярин Московской Руси

Ещё одним знаменитым предком Героя Советского Союза Николая Сипягина следует считать Дмитрия Сипягина (1853-1902). Он занимал посты курляндского и московского губернаторов, а с 1900 по 1902 годы находился на посту министра внутренних дел Российской империи.

Сам император Николай II высоко ценил деятельность Дмитрия Сипягина. В письме великому князю Сергею Александровичу он писал: «Я счастлив и спокоен душою после назначения Сипягина».

В апреле 1902 года террорист, переодевшийся в форму офицера, проник в Мариинский дворец и выстрелил министру сначала в живот, а затем стрелял уже в упавшего Сипягина. Последними словами умиравшего министра были: «Скажите государю, что умираю за него».

Служивший при министре вице-директором департамента С. Крыжановский писал о почившем: «Это был прямой потомок московской знати, крепок и телом, и духом. Это был последний боярин старой Московской Руси».

«Морская душа» для сипягинского дивизиона

С октября 1941 года Николай Сипягин служит в составе Новороссийской военно-морской базы. Отсюда совершает несколько походов в осаждённый Севастополь. В начале осени 1942 года он возглавил 4-й дивизион сторожевых катеров НВМБ.

Писатель Леонид Соболев выпустил книгу новелл «Морская душа», которая была удостоена Сталинской премии. Узнав о высокой награде, писатель тут же отправил телеграмму на имя Сталина с просьбой присуждённую ему премию направить на постройку ещё одного сторожевого катера для Черноморского флота. При этом просил назвать катер «Морская душа» и зачислить его в 4-й дивизион сторожевых кораблей Черноморского флота, которым командовал Николай Сипягин. Так писатель стал «крёстным отцом» сипягинского дивизиона.

Через ворота смерти

В боевые походы Сипягин ходил на разных катерах. Присутствие командира на борту вдохновляло команду, было для неё особой боевой школой. На корабле ничто не могло ускользнуть от пытливого взгляда Сипягина. Он осматривал всё: машины и кубрики, оружие и койки, интересовался тем, как питаются краснофлотцы, как отдыхают, — словом, по-отечески заботился о них, писала о нём газета его родного Ставрополя.

Сипягин отлично владел наукой побеждать. Чтобы боевые операции прошли успешно, надо было тщательно их подготовить, продумать все детали и умело воплотить на деле. Именно так им была проведена потрясшая врага своей отвагой операция по высадке десанта в тыл немцев, на берег Мысхако. Всю весну, лето и осень 1943 года сипягинцы, неся бессменную вахту, доставляли подкрепление, боезапас и продовольствие защитникам Малой Земли. Каждый такой рейс проходил под шквальным огнём врага.

Блестяще была разработана и операция по освобождению Новороссийска. В ночь на 11 сентября 1943 года капитан-лейтенант Сипягин получил приказ прорваться в город с десантом, ударить в тыл немцам, дезорганизовать оборону врага, обеспечить удар Красной армии с суши.

Чтобы добиться внезапности удара, следовало избрать место высадки десанта там, где противник меньше всего мог предполагать появление наших кораблей. Таким местом стал узкий проход между молами. Проход этот был пристрелян десятками немецких огневых точек. Почти ворота смерти… И всё-таки именно здесь задумали моряки прорваться в Новороссийск, чтобы ошеломить врага, перепутать его расчёты, высадить десант непосредственно в городе. Через эти ворота смерти лежал путь к победе.

Среди особо отличившихся

В приказе Верховного главнокомандующего от 16 сентября 1943 года среди особо отличившихся отмечены катерники Сипягина. Возглавляемый им дивизион получил орден Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Новороссийский». В этот же день командующий Черноморским флотом адмирал Л. Владимирский вручил Сипягину орден Красного Знамени и присвоил ему звание капитана 3-го ранга. А ещё через два дня, 18 сентября, Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Сипягину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Увы, свою главную награду отважный моряк получить не успел. При взятии Керчи он погиб от осколка разорвавшегося рядом снаряда. По предложению командования его тело вывезли в Новороссийск, где он был похоронен с воинскими почестями.

В названиях улиц, заводов, кораблей

В Новороссийске именем Героя названа улица (1944). Его имя было присвоено Дворцу пионеров (1944) и рыбоперерабатывающему заводу в Новороссийске. Наименование «Николай Сипягин» получили сторожевой корабль на Дальнем Востоке (1979), судно Министерства рыбного хозяйства, танкер Новороссийского морского пароходства (1969), патрульный корабль ВМФ России (2018), а также улицы и объекты в Керчи, Ставрополе, Владивостоке и Геленджике. В 1951 году драматург Г. Гайдовский, бывший корреспондент газеты «Красный черноморец», написал повесть «Николай Сипягин».

При подготовке публикации использованы материалы Елены Громовой (Ставрополь), Ольги Краснослободцевой, Михаила Смолина (Москва), Юрия Антипина (Новороссийск) и др.

Наша справка

Сипягин Николай Иванович (1911-1943). Командир 4-го дивизиона сторожевых кораблей охраны водного района Новороссийской военно-морской базы (НВМБ). Герой Советского Союза (1943). Похоронен на площади Героев в Новороссийске.