— «Красный прилив» был зафиксирован 11 и 23 марта в Новороссийске и Геленджике. У нас его наблюдали в районе Суджукской косы, это была полоса в море длиной 50 метров и шириной 10 метров из раздробленных красных многоклеточных донных водорослей, это, кстати, подтвердил и Росприроднадзор, — рассказывает биолог Вениамин Голубитченко, который участвовал в дискуссии, развернувшейся в социальных сетях по поводу этого явления. — Почему столько много водорослей оказалась у берега, пока непонятно. Есть мнение, что кто-то чем-то утюжит дно на глубине 10-15 метров в месте, где массово растут донные водоросли.

Возможно, это результат работы донного трала, который тащит устриц и мидий? Если это так, стоит напомнить, что подобные действия наносят серьезный ущерб природе, а добыча биоресурсов донными тралами запрещена.

После работы такой техники на дне наступает пустыня. Государственные органы должны провести расследование по этому поводу и дать объяснение.  

Неужели в наше время возможна работа донных тралов? С этим вопросом я обратилась к нашим рыбодобытчикам.

— Я могу с ответственностью заявить, что донное траление не используется на Азово-Черноморском побережье, — говорит председатель ассоциации рыбодобывающих предприятий Краснодарского края и Северного Кавказа Юрий Атанов. – Мы давно работаем пелагическими тралами, которые не травмируют дно и на тех глубинах, где водоросли уже не растут. К тому же мы никогда не допускаем, чтобы трал касался дна. Если бы это было по вине рыбаков, то тогда бы они вытаскивали вместе с хамсой водоросли, но этого нет. Я считаю, что красные и бурые водоросли выбрасывает на берег после сильных штормов. Причина, почему они открепляются от камней, мне неизвестна. Возможно, от старости? Либо они плохо приросли к камням? 

Новороссийские ученые, которые занимаются изучением водорослей для составления будущей редакции Красной книги Краснодарского края, согласились, что такое возможно: штормы могут отрывать водоросли от морского дна. Если дует южный ветер, то их выбрасывает в Восточный район, если норд-ост, то все водоросли оказываются на Суджукской косе.

Специалист отдела экологии администрации морских портов Черного моря Ольга Ясакова напомнила, что не стоит путать выброс многоклеточных водорослей с настоящим красным приливом — масштабным цветением воды, вызванным размножением одноклеточных водорослей из группы динофлагеллятов.

Из-за загрязнения моря органическими и минеральными веществами водоросли начинают делиться и образуют заметную невооружённым глазом плёнку у поверхности воды — красного, бурого, оранжевого или малинового цветов. Последние красные приливы в районе Новороссийска были в 2011 и в 2014 годах. Быстро обнаружить их удалось благодаря неравнодушным новороссийцам, которые заметили продвигающееся по бухте красное пятно.

Красный прилив считается признаком экологической угрозы. Между прочим, одной из версий катастрофы, произошедшей на Камчатке прошлой осенью, был именно красный прилив. Пробы воды из Авачинского залива показали, что там много динофлагеллятов.