Вместе с местным  жителем Андреем Лушниковым мы стоим перед этим зданием, которое просматривается насквозь, потому что с него уже демонтировали панели фасада. 52-летний мужчина с грустью вспоминает семидесятые годы, когда четвероклассником он с друзьями бегал по этой стройке.

— Здесь мы играли в войнушку, — рассказывает Андрей. – Каждый уголок здания мне хорошо знаком. В свободное время мы сразу бежали сюда. Как же здесь было интересно… И, представь, ведь никто из моих одноклассников не упал, не сломал ногу.

— Место для будущей детской соматической больницы выбирал лично главный архитектор города (в 1971-1988 годах) Гурген Наджарян, — вспоминает удивительные факты истории Иван Потапенко, который тогда возглавлял отдел строительства и городского хозяйства горкома КПСС. – Тогда назрела необходимость в строительстве в городе полноценной детской соматической больницы. Она должна была стать узловой — обслуживать не только новороссийских детей, но и маленьких пациентов из Крымска, Анапы и Геленджика. Наджарян сказал, что больница будет на самом верху города, фактически в горах, потому что здесь самый чистый воздух.

Как говорит Иван Тимофеевич, с 1985 года строительство больницы, возведенной на 30 процентов, заморозилось из-за того, что было прекращено финансирование из федерального бюджета. С того момента здание, которое не было законсервировано, стало ветшать и разрушаться.

Вместе со спортсменами из клуба «Экстрим» я была на недострое два года назад. Здесь проходили соревнования по роуп-джампингу. Отчаянные головы прыгали с крыши недостроя со специальной веревкой. Тогда я детально обследовала здание. Оно буквально рассыпалось под ногами. Спортсмены показали мне такой опасный трюк: при сильном ударе ботинком бетонная крыша проваливалась. Даже неспециалисту было понятно, что здание невозможно восстановить и давно пора сносить.

За сорок лет недострой стал одним из самых опасных городских объектов, местом притяжения подростков, спортсменов-экстремалов, пейнтболистов и страйкболистов, любителей порисовать на стенах и поиграть в «Ночной дозор». В начале нулевых здесь погиб подросток, провалившись в шахту. А сколько раз сюда выезжала скорая помощь, чтобы госпитализировать людей, сломавших конечности, пробивших головы…

Революционным стало решение городской власти наконец недострой снести. И вот сейчас я нахожусь на самом верху города и наблюдаю, как экскаватор «Хитачи» с 20-метровой стрелой разбирает нерождённую детскую соматическую больницу.

— Для нас это типовой объект, никаких сложностей с его демонтажом нет, — рассказывает мне начальник производства краснодарского ООО «Техносервис» Александр Трофименко. – По контракту мы должны разобрать его за 4 месяца. Думаю, мы справимся за три. Демонтаж мы производим с помощью тяжелых 33-тонных экскаваторов, на объекте занято три единицы этой техники.

Никаких чрезвычайных ситуаций на демонтаже не было, — продолжает начальник производства. Здание сильно старое и рыхлое из-за того, что сорок лет простояло на открытом воздухе, под ветрами и дождями.

Что же здесь построят? Как написал в своем аккаунте глава города Игорь Дяченко, на месте несостоявшейся детской соматической больницы должен быть построен современный онкологический центр, необходимость в котором назрела давно. Это будет самое верное и долгожданное решение.

Посожалели о том, что недострой демонтируется, разве что спортсмены из спортивного клуба «Экстрим».

— В Новороссийске более не остается ни одной площадки для тренировок по таким дисциплинам, как штурмовой альпинизм, роуп-джампинг и троллей, — сказал руководитель экстрим-клуба Максим Кучеров.