Победа на экране будет за нами   

Большинство сюжетов подобных фильмов было связано с предчувствием приближающейся войны и относилось к так называемым «оборонным» кинолентам, из которых у советских граждан складывалось определенное мнение и о врагах государства, и о силе непобедимой Красной армии. Нетрудно догадаться, что все враги Советского государства терпели в итоге сокрушительные поражения, с какой бы стороны они ни нападали на нашу страну. Как правило, это были не конкретные страны-агрессоры, а некие фашистские силы. По сюжету чаще всего злой враг-захватчик нападал внезапно, без какого-либо объявления войны.                                                                                              

Одним из первых фильмов, где было показано нападение на СССР, стал «Наполеон Газ», снятый в середине 1920-х годов. Цель фашистов – уничтожение Ленинграда с помощью химического оружия, которым оснащены вражеские самолеты-беспилотники. Но большинство подобных кинолент вышло уже в 1930-е годы: «Беглецы» (1932), «Высота 88,5» (1932), «Возможно, завтра» (1932), «Измена» (1933), «Если завтра война» (1938), «Родина зовёт» (1936), «Глубокий рейд» (1938), «Эскадрилья № 5» (1939), «Танкисты» (1939) и др. Практически на каждой киностудии страны были созданы свои агитационно-пропагандистские фильмы, в которых советские войска добивались быстрой и убедительной победы над коварным врагом.

«Возможно, завтра».  Украинфильм, 1932 г.

Известный советский композитор Олесь Чишко (1895-1976) во время Гражданской войны оказался в Новороссийске, где в дальнейшем были созданы его первые значительные произведения. Так, в 1923 году в новороссийской вокальной студии состоялась премьера его первой оперы «Юдифь». Считается, что это первая и единственная опера, написанная в Новороссийске. Всего же им было написано 8 опер, в том числе поставленная в 1937 году Ленинградским театром оперы и балета им. Кирова народно-героическая опера «Броненосец «Потёмкин». В Новороссийске О. Чишко работал артистом оперно-концертного коллектива, созданного при театре им. В. Ленина, а также преподавал хоровое пение при клубе Новороссийского военкомата и в государственной музыкальной
школе.                                                                                                                                                    

В начале 1930-х годов музыкант переезжает в Ленинград, а уже в 1932 году был приглашён в качестве композитора для создания фильма «Возможно, завтра», снимавшегося на киностудии «Украинфильм». В фильме рассказывается о том, как мирный труд советских людей был прерван развязанной фашистами войной. По улицам проходят скорбные похороны первых жертв развязанной войны. В ряды Красной армии вступают сотни ударников. На фронт уходят красноармейские части, колонны танков и народное ополчение. Однако на экраны страны фильм не вышел. С появлением Совкино была введена строгая цензура, ставившая крест на киноработах по политическим или идеологическим соображениям.

«Родина зовёт». Мосфильм, 1936 г.

Историко-героический фильм, снятый режиссёром Александром Мачеретом (1896-1979) по написанному совместно с Валентином Катаевым сценарию. Также относится к серии фильмов, посвящённых будущей войне, в которой представлен гипотетический «сценарий» её развития. В 1944 году в Новороссийске, в почти полностью разрушенном городе, Мачерет снимал фильм «Я – черноморец», в котором главную роль сыграл Борис Андреев. На некоторых кадрах этого фильма видно, что представлял собой в то время Новороссийск. В фильме «Родина зовёт» рассказывается о судьбе лётчика, воевавшего ещё в годы Гражданской войны, который узнаёт о гибели своего сына и, ведя в бой свою эскадрилью, сбивает в первом же бою три самолёта противника, обеспечивая высадку десанта в тылу врага. Фильм был снят с проката после выхода разгромной статьи в газете «Правда».

«Если завтра война». Мосфильм, 1938 г.

ЭТОТ оборонный фильм тоже попал в список запрещённых, хотя его высоко оценил тогдашний нарком обороны СССР маршал Климент Ворошилов. В одном из эпизодов на передовых позициях появляется сам Ворошилов, который произносит пламенную речь и призывает разгромить врага на его территории.

Стоит отметить, что Сталин ни в одном подобном фильме, созданном в предвоенные годы, не появляется ни разу. В создании фильма принимали участие кинорежиссер Ефим Дзиган (1898-1981) и актёр Всеволод Санаев (1912-1996), в будущем – народные артисты СССР. В 1960-х годах оба принимали участие в создании фильмов, эпизоды которых снимались в Новороссийске, – «Железный поток» (1967, Дзиган) и «Большая руда» (1964, Санаев).

«Глубокий рейд». Мостехфильм, 1938 г.

История создания фильма началась в 1936 году, когда отдельные главы повести Николая Шпанова (1896-1961) «Двенадцать часов войны» были опубликованы в газете «Комсомольская правда», а затем и в журнале «Знамя». Именно на этой литературной основе был снят фильм. А вот сам киносценарий, переделанный Шпановым, послужил основой книги «Первый удар. Повесть о будущей войне», выпущенной Военным издательством НКО СССР в 1939 году в учебной серии «Библиотечка командира». В ней описывалось вероломное нападение фашистской Германии на СССР. После подписания советско-германского пакта книга, в которой воевали с фашизмом, была изъята из продажи. Именно за эту книгу Николая Шпанова называли чуть ли не главным виновником неудач Красной армии в первый год войны, мол, именно она повлияла на шапкозакидательские настроения в стране в 1941 году. А между тем автор довольно точно предсказал нападение Германии, а заодно и обратил внимание на уязвимые места в советской обороне.

В итоге этот военно-фантастический фильм был отправлен на полку. Хотя газета «Кино» отмечала, что фильм рассказывает о будущей войне «почти языком устава», но пользуется у бойцов и командиров Красной армии большим успехом. Военные силы противника оказываются разгромленными благодаря массированному удару трёх эскадрилий советских бомбардировщиков, а всеобщая победа над врагом, используя успех авиации, одерживается массированным ударом советских танков и конницы. Роль лётчика имперской авиации сыграл известный советский актёр Андрей Файт (1903-1976), на счету которого, благодаря его внешности, немало сыгранных кино-злодеев. Одну из таких ролей он сыграл в фильме «Морской ястреб», снимавшемся в Новороссийске в 1941 году. Предисловие к книге Шпанова написал Герой Советского Союза Михаил Водопьянов. Известно, что книгу читал Сталин, сохранился экземпляр с его пометками, а её общий тираж составил всего за несколько месяцев около полумиллиона экземпляров.

«Эскадрилья № 5».  Киевская киностудия, 1939. «Танкисты». Ленфильм, 1939 г.

Оба фильма – псевдовоенные пропагандистские – рассказывают о победоносной мощи советского оружия в условиях предполагаемой войны. В первом случае логово врага атакуют тысячи (!) наших самолётов, а во втором планы глупого и наивного врага нарушают советские танки и бронечасти. Показуха, не имеющая ничего общего с реальным положением дел. В кино победа одерживалась всего за несколько часов. Эти фильмы были запрещены к показу после начала войны. И понятно почему: война на экране слишком отличалась от реальных событий.

В этих фильмах снимались известные киноартисты того времени: Виктор Громов (1899-1975, известен по киноновелле «Дороги, которые мы выбираем» из фильма «Деловые люди») и Леонид Кмит (1908-1982, прославился в роли ординарца Петьки из фильма «Чапаев»). Оба знакомы новороссийским любителям кино по своим ролям в фильмах «Гибель «Орла» (1940, Громов) и «Морской ястреб» (1941, Кмит), снимавшихся в нашем городе.

 «Комендант Птичьего острова». Союздетфильм, 1939 г.

Фильм был снят по одноимённому рассказу писателя и журналиста Сергея Диковского (1907-1940). Его творческая карьера начиналась в новороссийской газете «Красное Черноморье», где он недолгое время работал репортёром. Большинство его литературных произведений посвящено пограничникам и рыбакам. В фильме «Комендант Птичьего острова» рассказывается о том, как советский пограничный катер «Смелый» задержал у берегов Камчатки шхуну, на которой под видом рыбаков находились японские шпионы. В условиях сильного шторма шхуна выбрасывается на берег и вместе с семью японскими шпионами на необитаемом острове оказывается один пограничник, который вынужден без сна и отдыха, без еды и питья стеречь японских нарушителей. После выхода фильма Япония обратилась к СССР с требованием запретить показ этого фильма, где японцы показаны в крайне непривлекательном виде. Требование удовлетворили. Среди исполнителей главных ролей фильма были Леонид Кмит (пограничник Косицын), Михаил Трояновский (1889-1964, капитан японской шхуны), Николай Горлов (1908-1989, лейтенант пограничного катера), Александр Гречаный (1907-1991, краснофлотец). Все они в 1940-1941 годах играли роли в фильмах, снимавшихся в Новороссийске. В отличие от других фильмов довоенной поры, которые были уничтожены и не сохранились, фильм «Комендант Птичьего острова» изредка показывается на одном из общероссийских телеканалов и в наше время.