Стряпухин исследовал многочисленные архивные документы,  воспоминания друга детства Вити — Христофора Оганесяна, статью краевой газеты «Большевик» от 19 октября 1942 года и книгу В.А. Буравкина «Поиск неизвестных защитников Новороссийска», чтобы воссоздать максимально полную картину событий тех дней.

Витя Новицкий. О семье

Витя Новицкий – это юный защитник Новороссийска, который в сентябре 1942 года защищал свой дом, расположенный в Генуэзской башне на Октябрьской площади, и трагически погиб, не дожив до своего 15-летия один день.  Была информация, что Витя был приемным ребенком в семье, но, согласно исследованиям Виктора Буравкина, это не так.

У Вити были родной отец Михаил и мать Прасковья. Они, к сожалению, не пережили войну. Приемная мать у Вити тоже была, ее звали Мария Петровна. Именно к ней ушел из семьи отец Виктора примерно в 1935 г. Об этом пишет в своих воспоминаниях ближайший друг детства Вити Новицкого Христофор Оганесян.

Свою родную мать Прасковью Витя очень любил и говорил: «Не дай бог что-нибудь случится с матерью – я пропаду». Известно, что Новицкий отучился первые четыре класса в начальной школе №1, которая располагалась на Октябрьской площади. Здание школы стоит там и поныне, только площадь стала меньше примерно в 2 раза.

14 сентября 1975 года на краю Октябрьской площади, со стороны улицы Рубина поставили мемориальный знак, который говорил, что здесь погиб юный защитник Новороссийска Витя Новицкий. Ранее, в 1968 г., по инициативе литературно-патриотического объединения молодёжи «Шхуна ровесников» переулок Педагогический был переименован в ул. Вити Новицкого.

Буквально в 20 м от мемориального знака располагалась каменная башня, снесенная в 1956 году. Она, напомним, называлась Генуэзской. Башня была приспособлена под коммунальные квартиры, на каждом этаже башни располагалось по три отдельные комнаты. С 1940 г. Витя проживал с матерью Прасковьей на третьем этаже башни.

В конце 1941 года Витя решил уйти с моряками на фронт. Прибившись к одной из частей морской пехоты, он добился своего и отправился на Тамань. Виктора не было в городе два месяца. Вернулся он домой в новом, 1942 году. Из его рассказа стало известно, что он участвовал в высадке морского десанта в район бухты Камыш-Бурун в Крыму. Но десант понёс большие потери, и после эвакуации в Тамань Виктор командованием был отправлен домой.

Наступление на Новороссийск

Летом 1942 года группа немецких армий рвалась на Кавказ, им нужна была нефть Майкопа, Грозного, Баку. На пути немецких дивизий встал Новороссийск. Численный состав войск Новороссийского оборонительного района по состоянию на 6 сентября 1942 г. в начале уличных боев составлял 22613 человек. Советские войска многократно уступали противнику в численности: по людям — в 4 раза, по орудиям и минометам — в 7, по танкам и самолетам — в 2 раза.      

Из доклада начальника Новороссийского оборонительного района, капитана 1-го ранга Холостякова известно, что к утру 7 сентября в Новороссийск втянулись два полка 9-й немецкой пехотной дивизии, усиленные группами танков.

8 сентября 1942 года с утра передовые части автоматчиков противника, прорвав накануне оборону в районе школы № 21, начали движение через улицу Свободы к центру города. Ведя уличные бои при поддержке танков и артиллерии, вышли по улице Декабристов к улице Рубина и площади Октября, где встретили активное сопротивление морской пехоты.  

Картина боя

Установлено, что первая информация об обороне Генуэзской башни была опубликована в краевой газете «Большевик» 19 октября 1942 г. Статья называлась «Я с вами пойду». Из статьи мы узнаем еще об одной героине, сражавшейся вместе с Витей Новицким, 17-летней Анне. Имен юных защитников Новороссийска — Вити и Ани — авторы на тот момент не знали, в тексте они обозначены как брат с сестрой, хотя на самом деле были только соседями.

Подготовка к бою

Накануне моряки с потопленного эсминца «Бдительный» решили оборудовать в башне пулеметный расчет. При занятии краснофлотцами помещения башни в доме находилось несколько молодых жителей — юноша и девушка: четырнадцатилетний Виктор Новицкий с третьего этажа и семнадцатилетняя Аня со второго этажа дома. Они не покинули свое жилище, прятались от бомбежек и артобстрелов в надежном подвале под башней. Да и не было более надежных укрытий в домах по соседству. По воспоминаниям очевидцев, накануне штурма позиций, 7 сентября, Витя вместе с несколькими друзьями помогал морякам в оборудовании огневой позиции на одном из этажей башни. Молодые ребята были настроены по-боевому, непременно хотели принять участие в обороне своего дома и активно помогали в сооружении защиты окон первого этажа. Они разобрали печи в своих квартирах и добытым кирпичом заложили окна на первом этаже. Перед боем молодые жители башни Аня и Витя помогали морякам снаряжать пулеметные ленты.

Бой 8 сентября

В ходе начавшегося 8 сентября боя взвод краснофлотцев, который оборонял участок Октябрьской площади, понес потери личного состава и вынужден был отойти из-за грозившего окружения на новый рубеж обороны на два квартала ниже – на пересечение улиц Конституции и  Новороссийской Республики. Для прикрытия отхода бойцов командиром взвода был оставлен один пулеметный расчёт в составе моряков Николая Гришина и Ивана Цыбенко, с ними остались и юные защитники — Витя и Аня.

Четырнадцатилетний Виктор Новицкий уже имел некоторый боевой опыт, участвовав в Керченском десанте в декабре 1941 года и в боях под Новороссийском, в районе хутора Федотовка в первых числах сентября 1942 года. Оттуда он вернулся домой со значительным запасом гранат, которыми при штурме башни отбивался от наседавших автоматчиков. В ходе боя Виктор выскакивал и кидал гранаты с крыльца, добыл трофейное оружие убитого автоматчика под стенами башни.

Убит матрос Цыбенко

Вскоре под артиллерийским огнем подошедших танков был убит второй номер пулеметного расчета  — матрос Иван Цыбенко. Его место занял юный Виктор Новицкий, он отлично справлялся со своими обязанностями, и огневая точка продолжала косить наступавших врагов. Но очередным разрывом снаряда в помещении башни был убит юный герой Витя Новицкий, и тогда место второго номера у пулемета заняла его соседка по дому – 17-летняя Аня. 

В течение нескольких часов фашистские автоматчики не могли прорваться к башне. Оттуда непрерывно работал «максим» в руках опытного пулеметчика зенитных установок – 22-летнего краснофлотца Гришина Николая, и, только расстреляв весь боезапас, он принял решение на прорыв из башни.

Прорыв из башни

Отважным бойцам к ночи удалось прорваться из башни на новые позиции своего взвода, в район ул. Новороссийской Республики.

Ночью пулеметчика Николая Гришина и 17-летнюю Анну защитники города видели в уличных боях. Они вместе шли в бой. Юная патриотка стреляла из немецкого автомата, добытого во время боя у башни Виктором Новицким.

В 1942 г. штаб обороны Новороссийска находился в здании нынешнего Технико-экономического лицея. Утром 9 сентября моряки, отбив атаки прорывавшихся к штабу вражеских автоматчиков, среди развалин наткнулись на тело девушки. Она лежала на позиции лицом вниз. В ее руке был автомат. Это была Анна.     

Памятник  защитникам Новороссийска на площади Свободы

В своей книге Виктор Буравкин делает предположение, что на памятнике «Воинам-защитникам Новороссийска 1942-1943» на площади Свободы стоят отлитые в бронзе герои последних дней обороны города: матрос Николай Гришин и молодая новороссийская героиня – Анна.    

Витя Новицкий награжден посмертно орденом Отечественной войны II степени в 1978 г.