— Мой мальчик был красавчиком, самым видным в полку, поверьте, мимо него пройти было сложно, — начинает Эмма Кузьминична свой рассказ. С этого момента незаметно пролетели 69 лет, но подробности тех дней моя героиня помнит, как будто это было вчера.

— Познакомились мы в июле 1952 года на танцах в Ереване, куда я, коренная жительница Новороссийска, поехала в гости к тетке. Роман Алексеевич служил военным летчиком, летал на знаменитом «МиГ-17». Мой младший лейтенант пригласил меня на медленный танец. Нет, это было не танго, а вальс «На сопках Маньчжурии». Танго тогда не танцевали.

Поженились влюбленные во время третьего свидания.

— Ромаша знал, что у меня поклонников хватает – мигом сделал предложение. Был просто поход в загс Еревана, свадьба с фатой была гораздо позже, — уточняет женщина.

Стоит ли рассказывать, как прожили жизнь мои герои? Всего у них хватило по полной — и радостей, и горестей. Супруги вместе радовались скорому появлению единственного сына, а спустя полвека пережили и смерть своей кровинушки, и другие испытания, посланные им судьбой.

— Отношения у нас с мужем до сих пор, будто мы вчера пришли в загс, — говорит Эмма Кузьминична. – Он для меня остался «моим сладеньким мальчиком». И целуем мы друг друга каждый день, — удивляет меня героиня, с любовью целуя своего благоверного.

Роман Алексеевич не сопротивляется, а тихо смеется, подставляя губы для поцелуя.  

— Чтобы я пошла спать и не поцеловала своего Ромашу на прощание – такого просто не может быть. Мы же старенькие. Вдруг мы завтра не увидимся? – мудро добавляет она.

А ведь поначалу близкие и знакомые Эммы не верили в долговечность этого союза.

— «Эмка, это у тебя ненадолго», — говорили родственники, я же огненная, бедовая, а Роман, наоборот, скромник, — продолжает она.

Впрочем, именно эти качества супруга позволили союзу просуществовать столь долго.

— Я же в семье полководец, генерал, все, что я скажу, — так оно и будет. Муж никогда не был против этого, всегда шел навстречу мне, — раскрывает секрет долгого семейного союза Эмма Заварина. – Нет, я не скажу, что мы не ссорились, и сейчас мы можем выяснять отношения. Да только громкого голоса мужа я никогда и не слышала.

Мой вопрос о возможных изменах у супругов вызывает лишь удивление.

— Боже упаси! Изменять такому красавчику? У меня и в мыслях такого не было, хотя я работала в мужском коллективе, — говорит Эмма Кузьминична и добавляет в шутку: — Роман Алексеевич знает, что изменять опасно для жизни, убью сразу!

Эмма Заварина считает, что смотреть налево было бы странно, ведь благодаря ее летчику семья всегда жила безбедно, у военных были и хорошие зарплаты, и сытные пайки.

— Но стоит сказать, что я была скромной женой, ни шуб норковых, ни бриллиантов, ни автомобилей от мужа не требовала, капризами не донимала, — замечает собеседница. — Да и люди мы в быту скромные, по ресторанам не ходили, компании не водили. Трудиться я начала с 14 лет и работала всю жизнь.

Ревность тоже не разъедала жизнь супругов. Да и слово «развод» в семье никогда не звучало.

— Все неприятности забывались, когда я смотрел на моего единственного сына. Я бы никогда не смог оставить своего мальчика, ведь он был самой большой радостью в жизни. Мы с сыном, когда он подрос, стали настоящими друзьями, вместе ходили в горы и в лес, — делится Заварин.

Не хочу бередить душевную рану и осторожно спрашиваю: как все-таки смогли справиться с такой бедой, пережив сына? Где нашли силы?

— Пережили сложно, из больниц не вылезали, только я выйду из стационара, муж попадает на больничную койку. Поддерживали друг друга как могли, это и спасало, — вспоминает Эмма Кузьминична. — Вот и сейчас стоит мне заболеть, муж сразу тоже хворает, и наоборот. У нас очень сильная душевная связь.

— Иногда знакомые у нас спрашивают: «Вы за 69 лет не надоели друг другу?» – продолжает Роман Алексеевич. – Да нас разъедини — мы и помрем один без другого.

На прощание я попросила героев моей публикации дать совет молодоженам, как прожить так долго вместе.

— Во-первых, надо любить до беспамятства. Во-вторых, никогда и ни при каких обстоятельствах не пускать в семью измену. Мой муж из-за характера военной работы часто бывал в командировках, но никогда никто из нас не допустил ничего лишнего, — отвечает Эмма Заварина. – Только это позволило нам прожить почти 70 лет, как голубкам.