В июне этого года в наш любимый Новороссийск приезжал известный блогер-интервьюер Юрий Дудь, который снял видео для своего проекта «Рэп о том, как живет Россия». Кино получилось длинным, но на 46-й минуте наши ребята, можно сказать, отстояли честь города и заочно ответили другому известному блогеру-урбанисту Илье Варламову. Последний приезжал в наш город неоднократно, в разные годы, и в своеобразной манере освещал его достоинства и недостатки. Однако все равно поместил его в личном рейтинге в города, где он все же хотел бы жить, …на 25-е место.

Сюжет о рэперах и России посмотрело более 4 400 000 человек. Это почти в 9 раз больше, чем живет у нас в городе и пригородах вместе взятых. Рэп-исполнители, как их еще называют «голос улиц» или «глас народа» — музыканты, рассказали много позитивного, но среди главных проблем отметили наличие запаха газа от нефтяных танкеров.

Конечно, творческим людям иногда свойственно преувеличивать, и можно простить ребятам, которые недавно приехали, ошибочные геопривязки проблемы. Нельзя не признать, эта проблема не нова, и мы сами к ней привыкли, как к Боре зимой. Город однако же с проблемой запахов в целом справляется. После нашего небольшого анализа экоситуации редакция НР пробует ответить рэперам на их языке: Йоу браза! На пляже не будет больше газа! Но город-порт не станет как курорт!

Почему на пляже?

Совсем недавно администрация города отчиталась о результатах мониторинга качества атмосферного воздуха за прошлый год и за первое полугодие текущего. По итогам 2018 года в целом по городу уровень загрязнения атмосферного воздуха низкий.

Для взвешенных веществ наибольшая повторяемость превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) — это пыль. Экологи администрации говорят, что город у нас пыльный, это однозначно. Также отмечается большой уровень оксида азота в воздухе, что связано с выбросами от автотранспорта. За первое полугодие 2019 года, ситуация в Новороссийске в общем не изменилась по сравнению с прошлогодней, а по некоторым показателям даже улучшилась. В целом по городу уровень загрязнения атмосферного воздуха соответствует требованиям для промышленных городов.

Глава города Игорь Дьяченко также отмечал периодическое появление запаха нефтепродуктов. Он ссылается на слова экологов о том, что это обусловлено неблагоприятными метеоусловиями, так как при осуществлении погрузочных работ в воздухе скапливаются летучие меркаптаны.

Эта проблема решается и еще в прошлом августе администрация говорила, что на промплощадках уже внедрен комплекс конденсации паров нефтепродуктов, ведутся работы по улавливанию всех выхлопных инертных газов при погрузочных и разгрузочных работах на кораблях, реализуется проект по возведению трубопровода для сбора паров нефти из грузовых танков в специальную береговую емкость, а также установку на Маркотхе двадцатипятиметровой свечи рассеивания.

Мы не проверяли стадии реализации данных проектов, но экологическая ситуация точно не ухудшается. За первое полугодие 2019 года органы эконадзора проанализировали 12264 пробы и только в 69 из которых было выявлено превышение ПДК. Наиболее часто повторяющееся превышение отмечается по диоксиду азота — это автотранспорт.

Также глава города недавно сообщил о том, что в этом году в управление по делам ГО и ЧС поступило 14 коллективных обращений по поводу запаха нефтепродуктов. По ним провели лабораторные исследования загрязняющих веществ, взяли 244 пробы атмосферного воздуха и выяснили, что эти пробы соответствуют требованиям СанПиН. Мы выяснили, что среди жалоб несколько раз упоминается Мысхако и Южная Озерейка, а там как раз расположен пляж с видом на танкеры, стоящими на горизонте.

Это в 5 километрах от берега стоят выносные причальные устройства Каспийского трубопроводного консорциума — одного из капитанов нефтеперевалки на юге России. Сюда за нефтью приходят иностранные суда.

Мы потратили не один час на просмотр бесконечной ленты социальной сети Instagram с геолокацией в Южной Озереевке за этот год, более тысячи фотографий, и увидели, что почти на всех из них — жизнерадостные лица отдыхающих, девушки в бикини, влюбленные пары, дети, и еще раз дети, дачники и постоянно проживающие там люди. Пишут об отдыхе, о чистом море и воздухе. При этом среди сотен постов мы нашли с десяток сообщений о появлении неприятного запаха.

Однако скоро от запаха не останется и следа и помогут нам в этом ООН и КТК!

Здоровые выхлопы

За нефтью приходят специальные суда, танки которых для обеспечения безопасности при погрузке заполнены так называемым «инертным газом». По сути, последний представляет собой не благородные инертные газы, а выхлопы от судовых двигателей, и при заполнении емкостей сырьем они выходят прямо в атмосферу. С 1 января 2020 г. вступают в силу новые требования Международной морской организации ООН (IMO), согласно которых содержание серы в судовом топливе будет снижено с 3,5 до 0,5%. Соответственно, содержание вредных веществ в выхлопных газах двигателей будет значительно снижено, а запах, как ожидается, исчезнет вовсе.

Почему? Потому что ВПУ КТК находятся в 5 км от берега, за пределами санитарно-защитных зон и такая дистанция с учетом розы ветров позволяют рассчитывать на полное рассеивание этих инертных газов.

Судовладельцы и операторы теперь должны будут либо перейти на низкосернистое морское топливо (LSFO), либо, при использование высокосернистого флотского мазута, установить скрубберы (дополнительную систему фильтрации выхлопных газов). А лучше — воспользоваться альтернативными видами морского топлива, ведь игнорирование новых требований грозит значительным штрафом.

Менеджер одного из судовладельцев отмечает, что стоимость установки по улавливанию газов судового двигателя, работающего на высокосернистом топливе, стоит довольно дорого — 5-8 миллионов долларов. При этом она занимает довольно много места, которое могло бы быть отдано под полезный груз.

Подчеркивается также, что экономически нецелесообразно устанавливать такое оборудование на судах с водоизмещением до 8000 тонн. Однако нефтяные танкеры, загружающиеся экспортной нефтью, чаще всего имеют водоизмещение больше 50000 тонн. Так что судовладельцам придется раскошелиться, а грузоотправителям — учесть это в тарифах. И это, несомненно, приведет к увеличению стоимости грузоперевозок.

Еще один способ выполнить требования IMO — перейти на использование сжиженного природного газа (СПГ).

«Однако СПГ воспринимается как долгосрочное решение, которое сложно реализовать прямо сейчас. Это связано с тем, что СПГ в качестве морского топлива подходит преимущественно судам с определенными маршрутами, так как инфраструктура для бункеровки СПГ развита еще недостаточно», — заявил Эльфиан Харун, директор по экологическим вопросам ассоциации INTERTANKO во время своего выступления на 3-й ежегодной конференции Bunker and Shipping Asia в Сингапуре. Эксперты также говорят о том, что для использования СПГ в качестве морского топлива существующим судам потребуется пройти серьезную модернизацию. Это, в свою очередь, означает, что данный вариант будет малоинтересным для судовладельцев, если только речь не идет о проектировании и строительстве новых судов…

«В конечном итоге для выполнения (регламента IMO 2020) все захотят воспользоваться самым дешевым решением, которым является смесь VLSFO (сверхнизкосернистое морское топливо)», — говорит Адриан Толсон, старший партнер консалтинговой фирмы 2020 Marine Energy. Нам, правда, не совсем понятно в каких объемах, кто и где его будет производить? Кто будет контролировать и штрафовать?

Другим позитивным фактором для распространения СПГ в качестве морского топлива является его способность обеспечивать достижение экологических целей Международной морской организацией, таких как сокращение выбросов парниковых газов к 2050 году на 50% относительно уровня 2008 года. По сравнению с применяющимся сейчас флотским мазутом, использование СПГ позволяет сократить выбросы оксидов азота на 90%. За счет использования лучших практик и технологий для минимизации утечек метана можно добиться сокращения выбросов парниковых газов на 10-20%, а в перспективе — и до 25%.

Чьи танкера?

При продаже и поставках нефти танкеры фрахтуются, как правило, грузоотправителями и трейдерами, а не операторами причалов или нефтепроводов.

Сейчас нефтеналивные суда приходят уже наполненными этим «инертным» газом. Грядущие требования ООН — серьезный прорыв, но мы не знаем, как будут они соблюдаться, кто и кого будет штрафовать. Пока наша действительность говорит о том, что на бумаге всегда забывают про овраги.

Поэтому сейчас среди первоочередных мер можно было бы попробовать обеспечить прием танкеров, имеющих на вооружении собственную систему рекуперации и собирающих эти инертные газы у себя на борту во время перевалки. Забота об оборудовании судов такими системами ложится на судовладельцев. Много ли подобных оборудованных танкеров действует в сфере перевозки нефти, нам неизвестно.

Мы увидели в социальных сетях официальный комментарий КТК о том, что консорциум ведет переговоры с фрахтователями иностранных танкеров о необходимости привлечения для погрузки с ВПУ только современных танкеров со специальной газообвязкой. При этом поиск в Интернете не дал нам информации об имеющихся где-либо в мире аналогичных ВПУ, оснащенных стационарными системами сбора и утилизации газов, поступающих от танкеров. По всей видимости конструкция не подразумевает этого, и именно поэтому для выполнения экологических требований их и выносят далеко от берега.

Подтверждение комментарию мы также нашли на сайте КТК, где имеется интервью генерального директора компании для ГТРК «Кубань». Там он говорит среди прочего следующее: «…Сейчас мы ведем оживленный диалог с грузоотправителями по поводу оборудования танкеров устройствами улавливания газовоздушной смеси. В этом году КТК по собственной инициативе организовал тендер на проведение научно-исследовательских работ по вопросам уменьшения выбросов с танкеров при проведении грузовых операций».

Учитывая грядущие новые требования IMO и инициативы нефтепроводчиков, есть все основания надеяться, что проблема загрязнения атмосферного воздуха с моря будет по большей части решена, останется разобраться с другими, но это будет совсем иная статья.